Служба безопасности сотовой компании едва не вступила в перестрелку со спецназом

Нешуточный скандал разгорелся между областным управлением Госнаркоконтроля, областной прокуратурой и компанией «Ульяновск-GSM». Две недели назад сюда явились наркополицейские и обязали сотрудников компании мобильной связи предъявить им распечатки переговоров пяти граждан, обвиняемых в распространении наркотиков. Но не тут-то было. Сотовая компания твердо встала на защиту своих абонентов. Они хоть и в преступлении подозреваются, но все-таки клиенты. И потом, признать виновным может только суд. Так же как и запросить детализацию телефонных переговоров. Ну а работники Госнаркоконтроля ничего, кроме постановления областного прокурора, не предъявили. Значит, и помогать им не положено. Именно такими доводами руководствовался заместитель директора «Ульяновск-GSM» отставной подполковник ФСБ Юрий Орлов, отказавшийся предоставить накрополицейским требуемые распечатки.

«Есть 186-я статья УПК России и Закон о связи, которые обязывают сотовиков выдавать следствию детализацию мобильных соединений и разрешения на прослушивание и запись текущих переговоров без согласия клиента,- заявил Орлов.- Но только в том случае, когда владелец телефона обвиняется в тяжком преступлении и контроль его переговоров санкционирован судом».

Сотрудники Госнаркоконтроля тут же расценили действия Орлова как препятствие ведению следствия. На него составили протокол об административном правонарушении. Спустя несколько дней в сотовую компанию явились представители региональной прокуратуры. Как выяснилось позже, им понадобились контакты обвиняемого во взяточничестве Сергея Щавлева, бывшего замглавы администрации Засвияжского района. Разрешения суда у них с собой тоже не было. Зато был спецназ. А это куда действенней любой бумаги. В считанные минуты сотрудники спецназа оцепили салон сотовой компании.

– Они даже удостоверения поначалу не предъявили, – признался Юрий Орлов, – просто вломились и выставили своих людей с оружием. Увидев это, в компании была в срочном порядке мобилизована собственная служба безопасности. А она, уверяю вас, подготовлена ничуть не хуже. Малейшая неосторожность могла привести к перестрелке. Только по счастливой случайности этого не произошло.

В конце концов сотрудникам прокуратуры удалось получить нужную детализацию телефонных переговоров объемом в 250 печатных листов. Сделали они это под угрозой изъятия серверов, которое могло бы парализовать работу всей компании. Ну а через несколько дней инцидент рассматривал уже мировой суд Ленинского района. В результате замгендиректора ЗАО «Ульяновск-GSM» Юрия Орлова признали виновным и оштрафовали на сумму 300 рублей за отказ предоставить следствию необходимую информацию. Юрий Николаевич сразу заявил о своем намерении обжаловать решение суда.

«Я бы не предпринимал никаких действий, если бы на 100 процентов не был уверен в своей правоте, – сказал он, – и мне обидно слышать в свой адрес обвинения в том, что я пособничаю преступникам. Я соблюдаю конституционные права и свободы граждан. А сведения, полученные сотрудниками правоохранительных органов незаконным путём, впоследствии могут подвергнуться сомнению и развалить все дело. Виновный таким образом может оказаться на свободе. Так кто же в этом случае помогает нарушителю и препятствует ведению следствия?»

Точку зрению Юрия Орлова тут же подхватили во многих средствах массовой информации, как местных, так и федеральных. Появились предположения о том, что правоохранительные органы скоро совсем перестанут запрашивать разрешения суда для получения детализации телефонных переговоров. И, якобы, многие сотовые компания и сейчас предоставляют им эти сведения, лишь бы не конфликтовать. Вот только «Ульяновск-GSM» взбунтовалась.

– СМИ попросту втянули в нечистоплотную игру, – пояснил старший помощник областной прокуратуры Василий Зима, – санкция суда необходима исключительно на прослушивание и запись переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц. А мы запрашивали только детализацию! Это номера телефонов, с которыми контактировал подозреваемый. Ленинский районный суд города Ульяновска в своем постановлении от 14 февраля 2007 года прямо указал, что «разрешения (санкции) суда на получение этой информации не требуется», она «выдается на основании постановления следователя». Руководство ЗАО «Ульяновск-GSM» уже заявило, что никаких претензий к правоохранительным органам не имеет и впредь будет следовать нормам законодательства.

Исчерпан конфликт или нет, народ еще не разобрался. Так же как не сообразил, кто прав, а кто виноват. Зато у большинства жителей четко сформировалось мнение о том, как самоотверженно «Ульяновск-GSM» стоит на защите интересов своих абонентов. И ни за какие коврижки (ну, или почти ни за какие) тайну их телефонного общения не сдаст. Может, таким образом, сотовой копании даже удалось привлечь дополнительное количество клиентов. Если это действительно так, то неплохой пиар-ход получился. И хорошо, что без перестрелки обошлось.

Собкор «Известий» Наталья ПОЛАТ специально для «НГС»