или Почему Ульяновск снова уперся в мост

Новый поворот получила история старого ульяновского двухполосного моста через Волгу, узкое горлышко которого никак не может пропустить огромный поток жителей Заволжья, несущихся утром на работу из своей безработной сторонки в центр, чтобы вечером снова вернуться в свой спальный район.

Воспоминание о будущем

Недавно сотрудники областного управления ГИБДД, собрав журналистов, заявили, что проблемы моста надо решать другим путем, и фактически повторили то, о чем говорили специалисты еще год назад.

Прежде пробковую напряженность сооружения помогало снизить реверсное движение, когда утром по обеим полосам пускали машины в одну сторону, а вечером в другую. Но был построен пешеходный мостик перед въездом на мост, предложенный чиновниками мэрии в качестве «средства для снижения пробок», и реверсное движение отменили как ненужное. Зачем, мол, если, согласно обещаниям инициаторов строительства мостика, пропускная способность переправы увеличится на 30 процентов («Тех, кто на открытии мостика подложил этот текст губернатору, надо увольнять!» – ворчат водители). Дважды специалисты предупреждали: ребята, ничего не увеличится, горлышко переправы от этого не расширится. Мостик – это хорошо, хоть пешеходы не будут больше подвергаться опасности, но чтобы уменьшить пробки, нужны иные методы, говорили они: отремонтировать дорожное покрытие моста, особенно в местах стыков пролетов, установить систему видеонаблюдения за всеми участками переправы и иметь с обеих сторон по маневренному эвакуатору для оперативной уборки с проезжей части аварийных автомобилей. Чиновники не отреагировали. Построили мостик, отменили реверс, а спустя некоторое время поняли, что пробки не уменьшились. Ни на 30 процентов, ни даже на один, и что реверс снова придется включать. Вот тогда и подали голос автоинспекторы.

Начальник отдела организации движения Сергей Аникин привел журналистов на переправу, чтобы воочию им показать, насколько опасным стало движение по мосту. Асфальтовое покрытие, превратившееся в глубокую колею, в таком плохом состоянии, что разрешать реверсное движение, когда высвободившиеся из плена автомобили мчатся наперегонки, больше нельзя. УГИБДД предлагает даже ограничить скорость движения по мосту до 40 километров в час, иначе колея, чуть шарахнешься, может вынести не на ту сторону Волги, а в потусторонний мир. Только за прошлый год на мосту, по словам Аникина, произошло 146 ДТП, два человека погибли.

– Если сейчас не предпринять экстренных мер, то с каждым годом ситуация будет только ухудшаться, – сказал Аникин. – Но где власть? Ведь все мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения возложены на органы исполнительной власти, в ведении которых находятся дороги.

После заявление УГИБДД, вопрос о состоянии моста поставил на аппаратном совещании и губернатор. Правда, как решать вопрос – никто не знает, потому что денег на это нет. Год назад можно было еще и исследовать состояние переправы, и отремонтировать ее, можно было и успеть запланировать средства на серьезный ремонт в бюджет этого года. Теперь время ушло.

О пользе чтения

Почему тогда чиновники не прислушались к мнению экспертов? Если предположить, что люди они не глупые, и в этом деле нет личной заинтересованности, то остается один вывод: они не читают газет. Да и сами руководители департаментов, управлений и отделов признаются, что читать газеты им некогда. Может, оттого, что чиновники пользуются только официальными докладами своих подчиненных, и идет у нас все не так. Правильно сделал губернатор Сергей Морозов, объявив по Ульяновской области Год чтения. Только чиновникам для начала, видимо, надо не сказки читать, а газеты.

Но время упущено. По мнению автоинспекторов, сегодня даже обычное движение автомобилей по мосту и даже с ограниченной скоростью становится опасным. Железобетонные плиты от времени, перепадов температур и нагрузок начинают крошиться, каждый проезд тяжеловесных фур по неровностям и неотремонтированным стыкам пролетов – это дополнительный удар по мосту. Управление ГИБДД предлагает провести срочную независимую экспертную оценку состояния моста, а пока, возможно, вообще запретить проезд по нему грузовых автомобилей, пуская их через переправу железнодорожными составами, после чего Ульяновск превратится в опасные Бермуды и исчезнет с карт торговых путей.

– Гаишники, вполне возможно, перестраховываются, – считает председатель совета объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко, – но их можно понять. Ответственность за пробки и мост никто с ними не разделил. Поэтому они посмотрели-посмотрели на все это и решили: может получиться, что мы останемся потом здесь крайними. А им легче в таком случае взять – и запретить.

Между тем…

Находясь между этих двух тем, нельзя выбирать для решения одну из двух. Хотим мы того или нет, властям придется решать одновременно обе проблемы: и пробок, и состояния моста.

Не исключено, что если найдутся деньги на независимых экспертов, которые дадут объективную оценку состояния моста, может случиться, что мост вообще придется срочно закрывать, и не только для грузового транспорта, но и для всего. Это для Ульяновска и его экономики коллапс. Может, именно поэтому никто старался не вспоминать о проблеме несколько лет, поскольку все равно денег на это нет.

Впрочем, есть небольшая надежда, что мост, хоть и не царский, все-таки делался не во времена перемен, а значит, по правилам, и еще немного может потерпеть при бережном отношении к нему.

К реверсу же надо возвращаться, если мы не хотим окончательно засидеться в пробках, тормозя развитие всего Ульяновска, считает руководитель объединения перевозчиков. По его мнению, скорость движения по мосту можно и нужно регулировать. Так, кстати, считают и сами водители. И не обязательно ставить на каждом пролете по инспектору ГИБДД – можно установить информационное световое оповещение, громкое оповещение, видеонаблюдение с последующими штрафами.

– Иначе косвенный урон экономике города от потерянного времени, сорванных контрактов, опозданий на работу намного больше, – говорит Сидоренко. – Мы уже многие-многие годы мучаемся с этими пробками, но надо же работать системно и доводить до конца все решения.

По его мнению, мы обречены, пока не построят новый мост, жить с ношей ежедневных пробок и учиться бороться с этим. Еще 15 лет назад горсовет обсуждал, как уменьшить напор этого гигантского людского насоса, перекачивающего населения дважды в день с одного берега на другой. Искал варианты загрузки работой заволжцев, вынесения на левый берег части городских и областных учреждений, создания филиалов вузов в Новом городе. Даже предлагалось руководителям крупнейших предприятий развести во времени графики работы, чтобы уменьшить накал в часы пик, разрешить сотрудникам использовать скользящий график рабочего дня, а нарождающемуся классу предпринимателей дать возможность развития в Заволжье, создавая им более льготные условия. Но горсовет был распущен, и об этих путях никто более тоже не вспоминал. А дерево проблем, связанных с мостовыми пробками, разрасталось, и продолжает расти до сих пор.

Собкор «Российской газеты» Сергей Титов специально для «НГС»