Беспрецедентный скандал разразился в Ульяновске. Прокуратура изъяла у местного оператора сотовой связи детализацию телефонных переговоров ряда клиентов. Без санкции суда, как положено по закону. Возмущенную компанию утихомирили спецназом и судебным иском.

Как стало известно «Профилю», месяц назад к руководству компании «Ульяновск GSM», обслуживающей 550 тыс. абонентов в Поволжье, явились сотрудники местного управления Госнаркоконтроля. Они предъявили постановление, подписанное прокурором, и потребовали выдать им детализацию телефонных переговоров нескольких обвиняемых в распространении наркотиков.

Замдиректора «Ульяновск GSM» по безопасности Юрий Орлов, в недавнем прошлом подполковник ФСБ, ответил отказом. Он пояснил наркополицейским, что эта информация носит конфиденциальный характер. При этом Орлов сослался на федеральный закон «О связи», который обязывает операторов мобильной связи выдавать следствию подобные сведения лишь в том случае, когда владелец телефона обвиняется в тяжком преступлении и контроль его переговоров санкционирован судом. Такой санкции у сотрудников Госнаркоконтроля не было. После некоторых препирательств наркополицейские не придумали ничего лучшего, чем составить акт об административном правонарушении со стороны Орлова.

Через неделю последовал второй «наезд» правоохранителей. В компанию «Ульяновск GSM» обратилась областная прокуратура, расследующая уголовное дело в отношении заместителя главы Засвияжского района Ульяновска Сергея Щавлева и ряда его подчиненных, обвиняемых в вымогательстве взяток у местных коммерсантов.

В прокуратуре поясняют, что помощь оператора мобильной связи была для них чрезвычайно необходима. Получив на руки детализацию разговоров подозреваемых чиновников, следователи надеялись полностью проследить их контакты. К делу ульяновские прокуроры подошли творчески – нашли определение, вынесенное 2 июня 2006 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РФ. Оно и стало для них руководством к действию.

История вопроса. Определение, давшее «зеленый свет» прокуратуре, появилось после конфликта в Нижнем Новгороде. Там оператор сотовой связи отказался выдать детализацию переговоров сотрудникам милиции, расследовавшим кражу мобильного телефона. В нижегородской ситуации хотя бы внешне все было проще: следователь хотел получить распечатки телефонных переговоров, которые велись с похищенного телефона. В вынесенном определении Верховного суда утверждается, что «при производстве выемки у операторов связи документов о входящих и исходящих сигналах соединений похищенного мобильного телефона тайна содержания переговоров сохраняется, поскольку целью выемки является только информация о входящих и исходящих звонках». В этой фразе, как, впрочем, и во всем судебном определении, ключевым является слово «похищенный». Речь все же о тех случаях, когда законный владелец телефона просто физически не может им воспользоваться.

Ульяновская прокуратура же решила по-своему истолковать определение Верховного суда несколько шире. «В суде Ленинского района Ульяновска тоже сослались на определение Верховного суда от 2 июня 2006 года и пояснили нам, что санкции суда на получение этой информации не требуется, она выдается на основании постановления следователя, – сообщил «Профилю» старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. – В компании нам в ультимативной форме отказались предоставлять какую-либо информацию. Тогда пришлось брать СОБР и ехать к ним».

Собровцы поставили к стене тамошнюю охрану. И детализацию переговоров оператор выдал, опасаясь, что силовики попросту изымут серверы компании: это лишило бы связи всех абонентов.

После выемки прокуратура еще раз обратилась в суд Ленинского района Ульяновска. Суд признал Юрия Орлова, заместителя директора компании «Ульяновск GSM», отказавшегося предоставить информацию правоохранителям, виновным в том, что он мешал следователям исполнять служебные обязанности. Его оштрафовали на 300 рублей. « Тем самым судья подтвердила полномочия правоохранительных органов изымать подобные сведения без санкции суда», – пояснил Орлов. Он также отметил, что категорически не согласен с наложением штрафа и будет оспаривать решение мирового судьи «в интересах всех мобильных операторов и граждан России».

Участники регионального рынка мобильной связи пока напряженно следят за тем, как будет развиваться ситуация. Однако, по сведениям «Профиля», методы, апробированные в Ульяновске, уже готовы взять на вооружение силовики по всей России.