Мусорщики влияют на безопасность полетов

После самарской авиакатастрофы тема безопасности полетов вновь вышла на первые полосы газет. Накануне авиационного происшествия в «Российской газете» была опубликована беседа с заместителем главы МЧС России Юрием Воробьевым. Как обычно в ходе этого «делового завтрака» поднимались и вопросы о проблемах безопасности в регионах. Был среди них и вопрос главного эколога Ульяновска Андрея Салтыкова, которому замминистра обещал дать ответ отдельно.

А главный ульяновский эколог на этот раз, как ни странно, пытался защитить самолеты. Салтыков всерьез обеспокоен тем, что в соседях у аэропорта «Ульяновск-Центральный» и расположенного там же аэродрома учебной базы высшего летного училища находится и главная городская свалка. Как ни странно, но ее даже полигоном утилизации твердых бытовых отходов, как обычно именуются подобные объекты, назвать нельзя – оказывается, никаких разрешительных документов, необходимых для подобного полигона, нет. У частной компании, взявшей в аренду этот Баратаевский карьер, есть лишь разрешения на его рекультивацию. Но так исторически сложилось, что еще с 60-х годов в это место стали свозить городской мусор. Думали, что временно, пока не будет подобрано более подходящее место, забыв, что в России все временное становится постоянным. И до сих пор (а ныне – еще больше) туда вывозят бытовые отходы со всей правобережной части Ульяновска. На радость птицам. И на страх пилотам пассажирских и учебных самолетов.

– Понятно, что это очень опасно, – говорит проректор УВАУ ГА по летной подготовке Сергей Хатунцев. – Особенно на взлете, когда машина еще «тяжелая» и даже отказ одного двигателя из-за попадания птицы может привести к неприятным последствиям. Опасно на снижении, когда они мечутся перед самолетом. Особенно в утренние и вечерние часы – огромные стаи птиц летят к свалке как по расписанию из города и с Волги на завтрак и ужин, пересекая зону глиссады.

По словам Хатунцева, пилоты, следуя наставлению по производству полетов, стараются уворачиваться от стай и уходить на второй круг, однако случаи столкновения с птицами фиксируются каждый год. Пока, к счастью, обходилось без серьезных авиационных происшествий. Хотя были случаи, когда из-за столкновений с птицами разбивались фары самолетов, сминалась обшивка. Мелкие птицы, попадающие в стекла кабины пилотов, – вообще частые случаи. Только за минувший год зафиксировано 5 столкновений.

Об опасной перспективе такого соседства руководство училища не раз уже сообщало и транспортному прокурору, и даже прежнему губернатору генералу Владимиру Шаманову. Но свалка и поныне там. Более того, когда в Ростехнадзор и природоохранную прокуратуру с этой проблемой обратились местные «зеленые», те, по словам зампреда областного комитета госэкоконтроля, ответили, что никаких нарушений не обнаружили, и об орнитологической безопасности умолчали.

Между тем, главного эколога города уже навещал с профилактической беседой транспортный прокурор, который предупреждал о нехорошем соседстве и необходимости переноса свалки. Сам Салтыков изменить что-то вряд ли сможет. Ответственность за орнитологическую безопасность должен нести частный владелец свалочного бизнеса, который, по словам Салтыкова, убеждал всех сначала, что рекультивация будет проводиться только промышленными отходами, потом – что будут проведены специальные мероприятия обеспечения орнитологической безопасности. Но до сих пор ничего не сделано. Главный эколог не хочет дожидаться несчастных случаев и не желает, чтоб к нему снова пришли прокуроры – уже с наручниками, а потому регулярно «бомбит» мусорщиков очередными предупреждениями: «Люди же могут погибнуть! Каждую минуту мы рискуем!».

К городскому экологу со своей стороны подключился и Роспотребнадзор. Так совпало, что в тот же день и в то же время, когда заместитель главы МЧС читал вопрос Салтыкова, на заседании городской думы о проблеме орнитологической безопасности говорили санврачи. Росприроднадзор указал, что Баратаевская свалка, не имеющая специальных экранов против птиц, несет еще одну опасность – птичьего гриппа. Именно она привлекает пищевыми остатками перелетные стаи, становясь очагом переноса опасной болезни. А местные птицы, контактирующие с ними, особенно из семейства вороновых, потом возвращаются в город, в детский парк им. Матросова…

Салтыков считает, что никаких специальных бюджетных средств на перенос свалки не требуется – конкуренция в выгодном мусорном бизнесе большая, и инвесторы есть, было б только политическое решение властей. Но доводят ли чиновники проблему до первых лиц – не понятно. Недавно на совещании у губернатора среди прочих рассматривался инвестиционный проект «баратаевских мусорщиков». Он снова был полон красивых обещаний и чиновникам явно понравился. Только никто снова ничего не сказал об опасном соседстве.

В сентябре главный эколог города намерен представить на рассмотрение городского парламента проект программы «Чистый город», где всерьез будет поставлен вопрос о необходимости переноса мусорного полигона. Лишь бы только до этого времени ничего не случилось…