Почему растут тарифы? Чиновники на полном серьезе утверждают, что «процесс роста тарифов обусловлен только экономическими факторами».
Так ли это?! Вопервых, что дало стране повышение цен и тарифов, непрерывно продолжающееся уже более 15 лет? Развал промышленности, сельского хозяйства, катастрофическое падение нравственности, по явление всех родов и оттенков воров, жуликов, мошенников, аферистов и так далее, и тому подобное.
По свидетельству Юрия Лужкова (см. его выступление на последнем съезде единороссов в Екатеринбур ге), «…экономика России провалилась в четыре раза. Страна в плане экономического развития оказалась отброшенной на 35 лет назад». По добыче угля, нефти и газа Россия оказалась отброшенной к середине прошлого века. По выпуску грузовых автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов, пиломатериалов, обуви, тканей даже к началу прошлого века. А вот по выпуску шерстяных тканей и содержанию крупно го рогатого скота, овец и коз за пределы прошлого века…
Так что, разорение некогда могу чей мировой державы «обусловлено экономическими факторами»?!
По мнению капиталиста рыночника, американского миллиардера прошлого века Генри Форда «повышение цен (читай тарифов ЖКХ) особый вид воровства» (Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра». Он же считал, что любое экономическое мероприятие должно «…давать прибыль покупателю, как и его продавцу. …Необходимо признать антисоциальной природу всякой сделки, если она не является справедливой и выгодной для всех принимающих в ней участие» (там же).
Он же писал сто лет назад, что «скачки цен обыкновенно вызываются спекуляцией, а от спекуляции каждый производитель должен разориться. …Когда прибыль выжимается из покупателя (читай через высокие тарифы из горожан), это свидетельствует о дурном ведении дела (там же).
Во-вторых, повышение цен началось с энергоносителей, а далее по шлопоехало. Со спичек, промышленных товаров, продуктов питания, одежды и обуви в конце концов добрались до услуг ЖКХ.
Из-за несоразмерного повышения цен на энергоносители за годы псевдорыночных реформ в России удельный вес энергозатрат на промышленную и сельскохозяйственную продукцию возрос до 30% и выше.
Например, в Ульяновском «Горводоканале» он возрос в 2,5 раза. В то же самое время за рубежом, да и у нас до 1992 года, максимальный уровень энергозатрат даже в самых энергоемких производствах не превышает 1516%.
По свидетельству экономи ста Сергея Глазьева, «тарифы на электроэнергию росли в полтора два раза быстрее, чем в среднем по промышленности», «средневзвешенный тариф на электроэнергию превышает се бестоимость ее производства в два-три раза, а на энергию гидроэлектростанций в десятки раз».
Такой дисбаланс между себестоимостью и тарифами существует не только у энергетиков, но и у нефтяников, и у газовиков. Так, например, из-за непомерно высоких тарифов только за 2005 год чистая при быль у газовиков составила астрономическую сумму 315,9 миллиарда рублей. Однако, не смотря на это, газовики подняли тариф на природный газ в 2007 году на 15%, а энергетики на электричество на 13%. При чем газовики только с ноября прошлого года подняли тариф для населения на 10%, а теперь, менее чем через год, вновь повысили…
Спрашивается, зачем повышать тарифы на энергоносители, если и без того предприятия работают с зашкаливающей рентабельностью?
Монопольное повышение цен на газ и энергетическую продукцию стартовая площадка для разгона инфляции. Но, как говорил в свое время ведущий немецкий экономист времен взлета экономики ФРГ Люд виг Эрхард, «инфляция это не стихийное бедствие и не закон природы (читай экономики), а дело рук дураков или преступников…».
Так что дисбаланс, возникший «между быстрорастущей инфляцией и медленнорастущими тарифами», необходимо исправлять не путем «запускания грязных рук» в карманы горожан, а, по Генри Форду, путем устранения «дурного руководства». Дураки и преступники не принадлежат к категории нравственных личностей, и еще древние говори ли, что «там, где запущена нравственность, перестают действовать законы экономики».
В-третьих, обывателю всячески стараются внушить, что тарифы на услуги ЖКХ повышаются «с целью со хранения рентабельности организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере…».
Но здесь не учитывается самый главный фактор экономической деятельности рентабельность предприятия зависит в основном от снижения издержек производства. По этому поводу Форд рекомендовал предпринимателям снижать цены (читай тарифы ЖКХ) даже тогда, когда возрастают затраты на материалы и заработную плату. Практически же снижением издержек производства у нас никто и нигде всерьез не занимается. Структура себестоимости никем не контролируется, а раз так, то туда включается даже содержание барских замашек современной элиты, ее телеканалов, радиостанций, издательств, газет и еще многомного чего…
Снижать себестоимость стало не престижно, ведь тогда органы по регулированию тарифов не повысят их.
А это означает, что руководителю предприятия надо будет вертеться, на что не все способны, а иным, к сожалению, это не дано природой…
Характерно, что на предприятиях энергетики, в нефтяной и газовой промышленности после их перехода в «эффективные» частные руки про изошло катастрофическое падение производительности труда: нефтяной в 2,88 раза, газовой в 2,76 раза и в энергетики в 1,9 раза. В этом плане от них «не отстали» и наши муниципальные предприятия ЖКХ.
Здесь, как и там, производительность труда упала в два-три раза по сравнению с 1990 годом.
В-четвертых, вновь повышены тарифы на ГВС и отопление.
За последние два года повышение составляет более чем в два раза. Кстати, это произошло как раз после реформирования РАО «ЕЭС России», хотя перед реформированием клятвенно обещали тарифы снижать. Очередной «подарочек» от раздрая некогда единого энергетического хозяйства страны получили, причем такой, что фермеры, предприниматели и другие потребители электроэнергии в ужасе… Нелишне от метить, что об этом неоднократно предупреждали еще на стадии обсуждения программы реформирования энергохолдинга профессора Виктор Кудрявый, Сергей Глазьев, доктор наук Платонов, хабаровский губернатор Виктор Ишаев и многие другие…
У наших энергетиков огромные внутренние и внешние резервы, но они их не стараются использовать. Например, загрузка ТЭЦ Ульяновска не превышает одной трети. Кроме того, местные теплоэнергетики прослыли не очень надежны ми поставщиками тепла и горячей воды, из-за чего в последние годы идет повальный отход потребителей от ТЭЦ. Но их потеря рынков сбыта ничуть не волнует. Они считают за норму, что высокий уровень доходов это повышение тарифов, а не расширение рынка сбыта их услуг. К большому сожалению и удивлению, их в этом целиком и полностью поддерживает Комитет по регулированию тарифов. Если не так, то почему на повышение дается добро?..
Жилищнокоммунальная сфера это среда обитания человека. После питания она является важнейшей составляю щей его существования.
Повышение тарифов прямой путь к дальнейшему разрушению среды обитания и обогащению энергетиков и других монополистов, как это продолжается на протяжении всех 15 лет…
Что же сделать, чтобы как-то при остановить разрушение среды обитания горожан?
1. Властные структуры и органы по регулированию тарифов, отдавая в большей степени «предпочтение» монополистам, предоставляющим услуги ЖКХ, допустили очередное экономически не приемлемое для населения повышение тарифов на услуги ЖКХ, а поэтому следует считать, что они не справились со свои ми служебными обязанностями, возложенными на них обществом.
2. Списать все энергетические долги области и города как возникшие в результате применения в прошлом необоснованно завышенных тарифов.
3. Поскольку у газовиков и энергетиков при нынешних тарифах об разуются гигантские прибыли, то в ближайшие год-два следует снизить тарифы на газ, электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение в пять раз. Спросите как? А так же, как и повышали! Тем более, когда приватизировали и реформировали, обещали цены и тарифы только снижать.
4. На предприятиях, оказывающих жилищнокоммунальные услуги, следует в ближайшие год-два восстановить тот уровень производительности труда, который был до 1990 года. Предприятиям, которые не вы полнят это экономическое условие, в повышении тарифов отказывать.
5. Признать, что повышение та рифов мероприятие антисоциальное, в чем был уверен даже капиталист Генри Форд, а вовсе не экономическое. Систематическое снижение цен и тарифов, как основа социального прогресса вообще и технического в частности, должно быть основной заботой не только руководителей, но и всех властных структур. Именно по этому показателю не обходимо судить о профпригодности руководителя того или иного ведомства, министерства, департамен та, отдела, предприятия…
Юрий ОСИПОВ, бывший работник сферы ЖКХ.