Нижняя Терраса Заволжья, или, как ее называют в просторечии, Володарка, была некогда вполне благополучным городским микрорайоном, жившим, в основном, за счет машиностроительного завода, входившего в годы советской власти в шестерку крупнейших патронных предприятий планеты. Сегодня же, когда завод превратился из флагманов машиностроения в заштатное ОАО, еле-еле сводящее концы с концами, Нижняя Терраса стала самым настоящим забытым Богом «медвежьим углом», с легкой руки кого-то из журналистов названным несколько лет назад «долиной смерти»…
Трущобы за мостом
Прогулка по Нижней, особенно в темное время суток, небезопасна – фонари на столбах не горят в силу отсутствия электрических проводов, срезанных охотниками за цветметом, улицы раздолбаны – того и гляди ввалишься в какую-нибудь колдобину или яму. Впрочем, и жить в этом месте не очень-то уютно и комфортно, поскольку основная масса зданий на Нижней – это дома старой, еще довоенной постройки из бывшего жилого фонда машзавода. Трех- и четырехэтажные эти коробки, квартиры в которых оснащены лишь частичными удобствами в виде холодной воды и канализации, давно, что называется, дышат на ладан. Пройдешь по улицам Калнина, Первой линии или Советской Армии и такое возникает ощущение, будто попал ты на окраину какого-то латиноамериканского мегаполиса типа Сан-Пауло – кругом грязь, мусор валяется где ни попадя, дома обшарпаны, двери подъездов разбиты, стекла во многих местах повыбиты. А из деревянных сараев слышится то козье блеянье, то петушиное пение, то утиное кряканье. И кругом шастают голодные бездомные псы…
Сияние пятна надежды
Нет, что-то, конечно, делается новыми хозяевами вчерашних ЖЭУ – частниками, пришедшими на смену муниципальному собственнику: кое-где поблескивают новой жестью крыши, синими пятнами на грязно-ржавом фоне фасадов выделяются новенькие двери подъездов, но этого слишком мало, чтобы сгладить удручающие впечатления. Ведь ремонта дома на Нижней не видели десятилетиями, и чтобы привести их в божеский вид, нужно вложить столько средств, сколько и во всем годовом городском бюджете не наберется. А частник от квартплаты жильцов получает жалкие крохи – все всасывает в себя муниципалитет на прокорм чиновничьей братии. Вот и получаются вместо качественного ремонта – синие пятна…
Дед Мазай заплакал бы
Помимо чисто бытовых проблем, немало на Нижней и других, более острых. С увеличением транспортных потоков, с которыми уже давно не справляется Волжский мост, загазованность низинного микрорайона очень высока, а тяжелые металлы из автомобильных выхлопов все более и более толстым слоем покрывают его территорию. И решения этой проблемы в ближайшие годы не предвидится – долгострой посреди водохранилища еще очень далек от завершения. Но территорию Нижней может покрыть и ледяная волжская вода. Вот вам цитата из справки-доклада по паводковой обстановке городского Управления ГУ МЧС России по Ульяновской области, представленной недавно в городскую думу и подписанной полковником С.В. Цывочкой:
«Опасным объектом является ФГУ «Ульяновская дамба». Комплекс инженерной защиты, построен в 1957 году для защиты от затопления и подтопления территории ФГУП ПО «Машиностроительный завод» и микрорайона Нижняя Терраса. Разрушение защитной дамбы приведет к затоплению в течение шести часов площади в 12,5 кв. км. с населением около 37 тысяч человек».
Нет, начальник городской службы МЧС не сказал, что дамбу обязательно прорвет, но он и не исключает такой возможности. А для ликвидации возможных последствий этой катастрофы и спасения людей на все Заволжье предусмотрены: два грузовика КамАЗ, четыре бульдозера, два экскаватора, четыре машины-откачки (ГУК и мотопомпы), две «аварийки» с САКами и две (!) моторные лодки. Ну, и 26 спасателей. На 37 тысяч человек…
Другая проблема – занятость населения. Завод, как уже было сказано, превратился в карлика и обеспечить работой всех жителей бывшего рабочего поселка не в состоянии. Мелкие фирмы и магазины – тоже. И основная масса трудоспособного населения вынуждена ежеутренне отправляться на работу на правый берег Волги. А на мосту – постоянные пробки…
Все это вкупе – бытовые проблемы, необустроенность, безработица и множество других неурядиц – приводит к тому, что люди доходят, что называется, до белого каления. И даже аполитичные старушки Нижней Террасы ходят теперь на митинги. Им не хочется жить в долине смерти. Никому не хочется…
Григорий УМЕЛЬЦЕВ