Футбол помогает развитию интеллекта
ВЧЕРА в Ульяновске торжественно открылись Специальные олимпийские игры Приволжского федерального округа. Команды детей-инвалидов в возрасте 14-16 лет семи регионов – Нижегородской, Самарской, Саратовской,Ульяновской областей. Республик Башкортостан и Марий Эл, а также Пермского края -собрались, чтобы выявить сильнейшего в мини-футболе.
Все регионы ПФО и не могли быть здесь представлены – не везде есть региональные отделения общероссийской общественной благотворительной организации «Специальная олимпиада России».
Отчего «специальная»? Да потому, что соревнуются здесь особые дети. Все они инвалиды – с дефектами интеллектуального развития. Организаторы не любят называть их умственно отсталыми – нехорошо да и действительности не соответствует, подтверждение чему – сама Олимпиада.
– Идея создания спортивной организации для людей с дефектами интеллектуального развития родилась у Юнис Кеннеди-Шрай-вер, сестры бывшего президента США Джона Кеннеди, – рассказывает доцент УлГУ, председатель Ульяновского регионального отделения «Специальной олимпиады России» Елена Каленик. – В 1963 году Кеннеди-Шрайвер организовала в своем доме летний лагерь для детей и взрослых, имеющих нарушения интеллекта. Туда пригласили и много специалистов различных направлений. Но, как ни странно, качественного скачка в реабилитации и социализации детей позволил добиться именно спорт. Это открытие и положило начало Специальным олимпиадам, с помощью которых мы показываем здоровым людям, что это просто особенные дети, но ничем от нас не отличаются, они адекватные.
По словам Елены Каленик, спортивные программы позволяют детям дисциплинироваться, выйти на другой уровень общения и, что очень важно, – увидеть большой мир, поскольку, как правило, все они живут и учатся в закрытых учреждениях. Эффективность спорта показывают и многочисленные исследования, проводимые на кафедре физической культуры Ульяновского госуниверситета. Скажем, местный мальчишка-спортсмен, Евгений, вошел в сборную «Специальной олимпиады России», а здесь, на чемпионате Ульяновска, выступает среди здоровых детей. И те его хорошо принимают, у него много друзей. Другой пример: есть в Ульяновске очень сложный ребенок, который учится во втором классе коррек-ционной школы, хотя ему уже 14 лет. У него болезнь Дауна. Дети с таким диагнозом до последнего времени считались необучаемыми. Но родителей уговорили водить мальчика на специальную секцию бадминтона, и уже спустя шесть месяцев он стал самостоятельно выходить на тренировки, осознавая свои действия и самостоятельно принимая решения.
Чем бы человек ни болел, он всегда в силах развивать свои возможности в борьбе с самим собой, считает Каленик.
– Главное – я ощущаю моральное удовлетворение, что могу им помочь, – говорит она, считая, что ее дети – самые лучшие. – Мы, взрослые, обязаны дать этим деткам возможность ощущать себя полноценными. Большинство -без родителей или обижены семьей, у кого-то родители – алкоголики, у кого-то – в тюрьме. Мы должны им создать самые лучшие условия, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он не плохой, а хороший, такой же, как и все. В таких условиях и они ведут себя адекватно.
Соревнования такого уровня проходят в Ульяновске впервые, хотя дети-инвалиды Ульяновской области уже много раз участвовали в окружных олимпиадах но различным видам спорта – легкой атлетике, бадминтону, настольному теннису, а в апреле ульяновская команда поедет на Всероссийские Специальные олимпийские игры по футболу в Санкт-Петербург.
Справка «РГ»
Из 1,38 миллиона жителей Ульяновской области инвалидов – 8,5 тысячи, почти каждый четвертый из которых имеет отклонения в интеллектуальном развитии.