У газоснабжающих организаций появились вопросы к Жилищному кодексу
отвечая собственникам жилья и властям на вопрос «что делать?», жилищный кодекс продолжает множить вопросительные знаки у разных сторон процесса. что делать – понятно. но как? Рациональное зерно, клонированное с западных моделей, с трудом взрастает на российской земле: почва не та, не подготовлена никем, а поливать посевы и убирать сорняки как-то никто не торопится.
На этот раз вопросы и сомнения возникли у газоснабжающих организаций. Дело в том, что если раньше газ, как ему и положено, был товаром, то по новому Жилищному кодексу газоснабжение именуется коммунальной услугой. И получается, что поставка газа конечным потребителям, то есть жильцам, -теперь функция управляющих компаний или ТСЖ. Но специалисты считают, что на понятие услуги газ никак не тянет. Услуга – процесс, а у газа конкретные свойства и объемы, он как был товаром, так им и остался. То есть в реальности на рынке газоснабжения в лице управляющих компаний и ТСЖ появляются перепродавцы газа.
предусматривать фигуру посредника нецелесообразно и рискованно. Управляющие компании могут качественно обслуживать жилье, но обеспечить безопасность газового хозяйства, стабильность расчетов и платежей они, полагаю, неспособны.
Прежде газовики сами обслуживали все газовое хозяйство от начала и до конца и несли за все ответственность. За многие десятилетия газоснабжение и сбор платежей были отлажены ими если не до совершенства, то уж точно до четко работающей системы. Стоит ли теперь ее ломать, меняя на новые и явно проблемные механизмы, – задаются они вопросом.
Главное, чего они опасаются ненадежности посредников – УК и ТСЖ. Жильцы выбирают заочным голосованием управляющую компанию, о которой, честно говоря, ничего не знают. Или председателя ТСЖ, о котором знают только то, что он живет в их доме. Но эти УК и ТСЖ между тем будут собирать в платежах за обслуживание жилья и коммунальные услуги многие миллионы рублей, не обеспечивая их никакими гарантиями, под «честное слово». Какие гарантии, если уставный капитал какого-нибудь ООО «Твой дом» составляет 10 тысяч рублей. Все знают, что достаточно договориться двоим, зарегистрировать 000, пройтись по квартирам с бюллетенями о выборе УК (все равно жильцы не понимают, что происходит) – и дом твой. Но кто будет отвечать, когда компания исчезнет вместе с миллионами? Но даже если и не скроется, что с ней делать? Имущества-то нет! Арестовать или реализовать что-то в принудительном порядке никак не получится. Вот торговать спиртными напитками разрешили только предприятиям с уставным капиталом не менее ста тысяч рублей. Что у нас – водка важнее газа?
Казалось, парадокс: получать платежи сразу с управляющей компании даже проще, но газовики утверждают: для них главное, чтобы было с кого спросить за неплатежи. Жилец всегда расплачивается с долгами, понимая, чем они чреваты, а вот зашиты от недобросовестного посредника нет.
В Жилищном кодексе многое было взято с западных схем. но на Западе своя специфика: как правило, домоуправляющие компании сами являются владельцами домов, и они никуда не денутся от поставщиков газа или электроэнергии. В России же иные условия.
Первые «ласточки» уже сообщили о предстоящем половодье проблем. Так, в Засвияжском районе Ульяновска прокуратура возбудила уголовное дело по факту исчезновения вместе с деньгами частной подрядной организации ООО «ЖЭК-3» (из которых в Ульяновске, как правило, потом формируются управляющие компании). В Тольятти в конце января в суд было передано уголовное дело по факту хищения председателем ТСЖ более двух миллионов рублей. Не утихает в Ульяновске скандал в ЖСК «Комплекс», где часть жильцов тщетно пытается добиться доклада ревизионной комиссии о собранных, но не прозвучавших в отчете 70 миллионах рублей. Случаев же жалоб на незаконное создание ТСЖ, безграмотное расходование средств председателями или на нарушения Жилищного кодекса при выборе управляющей компании – десятки.
При этом заместитель мэра по ЖКХ Сергей Савельев признается, что городской комитет ЖКХ, имея на реформе только одного специалиста, не в состоянии контролировать процесс выбора управляющих компаний или создании ТСЖ.
Руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов, глубоко занимающийся проблемами жилищной реформы, буквально завален жалобами как собственников жилья на ТСЖ и управляющие компании, так и самих председателей ТСЖ. Многие председатели, по его мнению, безграмотны и не могут даже разобраться в структуре себестоимости ЖК-услуг, а собственники не владеют информацией, чтобы делать осознанный выбор УК.
– Я вижу, что есть непрозрачные управляющие компании и очень слабые ТСЖ, которые даже не замечают, что в сегодняшних условиях медленно катятся к банкротству, – говорит Каленов. – Есть еще беда: все они. торопясь успеть взять под себя этот бизнес, обещают жильцам рай с низкими тарифами. И мало кто будет закладывать в стоимость содержания жилья обслуживание внутридомовых газовых сетей. Да и сомневаюсь, что есть у них лицензированные специалисты. Газовики как никто другой понимают, чем это чревато – их хозяйство может взрываться. Это бомба замедленного действия. И я, защищая потребителей, разделяю беспокойство газовиков.
О подобных недостатках Жилищного кодекса эксперты говорили уже давно. Когда жизнь подтвердила сомнения, газовики вынесли проблему на поверхность. Недавно об этом говорили на большом семинаре в ООО «Межрегионгаз», где независимые эксперты дали свою оценку.
– Жилищный кодекс написан для другой страны, в России поставщики коммунальных ресурсов – чаще всего естественные
монополии, а снабжение ресурсами изначально централизованное, – сказала генеральный директор компании «РЯофи-групп» Екатерина Курбангалеева.
По ее мнению, надо разделить сферы ответственности, оставив домоуправам только обслуживание домов, а «смешивание воедино обслуживания жилья и поставки ресурсов – это попытка надеть один сапог сразу на две ноги».
В общем, «по форме – привлекательно, по сути – издевательство», – оценили эксперты Жилищный кодекс. Поэтому, на их взгляд, надо вводить срочно новые поправки, пока не наломали дров.