С. Морозов: «…А объявленный нами Год чтения – представляете, в Димитровграде мэр вместе с администрацией, не стесняясь, читает сказки…»

«РГ»: «Вы имеете в виду отчеты?»

С. Морозов: «Нет, настоящие сказки — детям, в библиотеке. Классно! Родители побудут с детьми, а дети отложат комиксы. На областном радио известные люди читают главы из хороших книг. И область слушает».

(Из интервью Сергея Морозова «Российской газете», 16 февраля 2007 г.)

Наверное, это на самом деле здорово, когда чиновники читают сказки. Здорово не только потому, что они читают их детям. Хорошо еще и потому, что сами, читая, могут задуматься над мудростью народной (или авторской). Или найдут лежащее на поверхности решение долго мучавшей проблемы. Да и на себя со стороны посмотрят. Игроки в японские шашки ГО говорят: «Тот, кто видит со стороны, смотрит восемью глазами»…

Архивный конфуз

Царь:

Хороша ль, плоха ли весть, –

Докладай мне все как есть!

Лучше горькая, но правда,

Чем приятная, но лесть!

(Л. Филатов, «Про Федота-стрельца»)

На аппаратном совещании у губернатора, в прошлый понедельник, помимо вопросов ежедневных, решали проблему историческую. Дело в том, что здание, в котором располагается областной архив – бывшая Германовская церковь – по решению арбитражного суда передано епархии, и судебные приставы требуют его немедленного освобождения. 164 человека, уважаемые люди Ульяновска и области (музейные работники, историки, краеведы, преподаватели вузов и журналисты) написали обращение Сергею Морозову и Борису Зотову – сопредседателям Ученой архивной комиссии. В обращении – просьба: как можно скорее принять решение о строительстве нового здания и выделить для него участок в центре города.

По этому поводу состоялось заседание градостроительного совета Ульяновска, на котором рассматривалась возможность размещения архива в сквере за домом Языковых и проект самого здания, подготовленный «Ульяновскгражданпроектом» (4- 5-этажное здание в стиле хай-тек, из стекла и бетона).

Вопросы размещения новых зданий в центре города всегда вызывают споры. Возникли эти споры и во время заседания градосовета. Однако, министр строительства Валерий Малиновский сообщил, что на этом заседании большинство членов совета проголосовали «за»: чтобы в сквере «посадить» новое здание. Но неожиданно появился «ряд историков», решивших «костьми лечь», но не дать построить стеклобетонное здание в исторической части города. Из официальных протестов, сказал министр, есть только отрицательное заключение экологов. «Я считаю, что оно тоже необоснованное, и просил бы Сергея Николаевича (Ермакова – Г. А.) «приземлить» этот вопрос», – подытожил министр. На совещании выяснилось, что заммэра Вячеслав Тютьков в отсутствие Сергея Ермакова принял решение о повторном рассмотрении вопроса на градостроительном совете. Сергея Морозова такая «нерешительность» городской власти, мягко говоря, удивила. На что мэр ответил: «При чем тут экологи? Путь потом идут в суд. Зачем повторно собирать? Проголосовали «за» все челны градосовета, воздержался один эколог…»

В итоге обсуждения губернатор заявил о решении строительства нового культурно-архивного комплекса: «Есть законно избранная власть и законно избранная власть будет принимать решения. Чтобы всем было понятно, историко-архивный комплекс будет строиться!»

Но чтобы всем было понятно, придется сделать несколько уточнений. Первое: главный эколог города Андрей Салтыков предупредил о том, строительство на оговоренном месте приведет к нарушению Федерального Закона. Второе: проект хай-тек, представленный частной фирмой на градосовете (неизвестно почему – без всяких конкурсов), имеет много противников (и даже среди тех, кто подписал обращение). Третье: не все возможные площадки были рассмотрены (даже в центре, на том же заседании градостроительного совета предлагалось еще несколько вариантов). Четвертое: утверждение, что на месте за домом Языковых предполагалось строительство здания (а потому на этом месте можно строить архив), не совсем соответствует действительности. По проекту 70-х годов на этом месте действительно должны были построить небольшое (в 2 этажа) здание. Но никак – не 4 или 5-этажное. Пятое (быть может, это кому-то покажется неважным): еще не стерлись в памяти и «строительство» Троицкого собора, и Арбата на улице Карла Маркса.

И, наконец, последнее. На градостроительном совете «за» проголосовали 13 человек, «против» – трое. Всего в составе совета – 37 человек (согласно постановлению мэра города). Так что утверждение министра и мэра, что «за» проголосовало «большинство», мягко говоря, не соответствует действительности. А потому не хотелось бы, чтобы после принятия законно избранной властью «законного» решения кто-то обратился в суд…

Неуязвимый тариф

Кстати, о суде… Многие читатели задают мне вопрос – что у нас с решением арбитражного суда, отменившем постановление городского комитета о тарифах на 2006 год? Будет перерасчет или нет?

Напомню, что 17 января 2007 года суд признал постановление городского комитета цен и тарифов о размерах оплаты на 2006 год не действующим полностью (комитет цен вновь оспаривает его: в начале апреля состоится заседание окружного суда в Казани).

Некоторые настойчивые ульяновцы, не дождавшись, пока чиновники или депутаты по своей воле прокомментируют злободневную тему, пишут запросы. И на эти запросы приходят к ним ответы. Так, житель нового города, работник УАЗа и председатель профкома электроремонтного цеха Владимир Сафонов задал 3 вопроса в своем письме председателю гордумы Василию Гвоздеву. Каким органом местного самоуправления и когда утверждена оплата услуг по отоплению и ГВС; какими СМИ и от какого числа опубликован такой документ; какой организацией и когда проведена экспертиза тарифов на отопление и ГВС.

В своем ответе депутат депутатов сообщил избирателю, что тарифы на тепло установлены в прошлом году областным комитетом цен и тарифов; ответ на вопрос – где, когда и что было опубликовано – можно получить в этом же комитете; в этом же комитете можно узнать и об экспертизе.

Еще Сафонов поинтересовался: какова позиция Гвоздева (не только как председателя гордумы, но и члена политсовета «Единой России») по поводу решения арбитражного суда. По этому поводу Гвоздев написал: «…частной позиции… быть не может, поскольку решение суда подлежит исполнению». Кому, когда и в какой именно части, что, собственно больше всего и беспокоит горожан – председатель не уточнил.

Зато помог советом: «По вопросам восстановления прав граждан в связи с признанием постановления комитета не действующим вы можете обратиться в ульяновскую городскую общественную организацию «Центр по защите прав потребителей». И адрес сообщил – ул. Бебеля, 34.

Трогательная забота депутата, получающего зарплату из городского бюджета, но отправляющего горожанина за восстановлением прав в общественную организацию…

Если вы захотите отыскать телефон «Центр по защите прав потребителей», то справочная «09» вам ответит вежливым голосом: «Телефончика нет на справке». А потому этот самый телефончик я вам сообщу: 49-63-13.

Руководитель центра Григорий Калёнов высказал свое мнение по поводу судебного решения. Каждому, индивидуально нужно обратиться в свою управляющую компанию (УК) с заявлением о перерасчете за 2006 год (поскольку решение вступает в силу немедленно), самостоятельно указав сумму к перерасчету. Если УК отказывает в перерасчете, то, увы, нужно снова обращаться в суд.

Если же последуют массовые отказы УК, то, говорит Калёнов, центр постарается найти «неопределенный круг потребителей», от имени которых он выступит самостоятельным истцом в суде…

Месяц назад я обратился с вопросом в областную прокуратуру: не нарушено ли наше право при взимании платы за ЖКУ по новым размерам оплаты? Ведь по закону, о новых расценках нас должны были уведомить за месяц. Однако о том, сколько нам предстоит платить в январе, мы узнали только в конце января (а некоторые и вовсе – в начале февраля). Старший помощник прокурора области Василий Зима ответил мне, что проверка еще не закончена. Документов очень много: осенью и зимою 2006 года был просто шквал нормативно-правовых документов (одних только приказов областного комитета – несколько сотен), а поверяющих прокуроров всего 6 человек. Тем не менее, не все работники прокуратуры заняты тарифами. Есть и те, кто занимается депутатами…

Раньше себя под Лениным чистили

В ответах депутатов и чиновников на запросы горожан частенько звучит: обращайтесь в суд. Впрочем, нередко дело до суда власть доводит сама (читай выше).

В понедельник появилось еще одно доказательство этой тенденции. В прошлом году прокуратурой Железнодорожного района в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями был изобличен депутат гордумы Аркадий Казберов (депутата лишили свободы условно). Прокуратура Ленинского района внесла представление в гордуму с требованием прекратить полномочия депутата. Однако, представление было отклонено. Тогда прокуратура обратилась в суд, который принял решение: обязать гордуму прекратить полномочия депутата Казберова.

Одновременно с сообщением о Казберове, облпрокуратура напомнила, что всего к уголовной ответственности привлечено 10 народных избранников. На этой неделе список пополнился: прокуратура сообщила о привлечении к уголовной ответственности депутата заксобрания Константина Инешина. В ближайшее время дело Инешина будет направлено в суд. А пока ему предъявлено обвинение, предусмотренное статьями Уголовного Кодекса: 160 («Присвоение или растрата») часть 3, 201 («Злоупотребления полномочиями») часть 3, 174 прим («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем») часть 1.

Казберов – член фракции «Единой России» в гордуме. Инешин избирался по спискам «ЕР» и тоже является членом фракции «ЕР» в заксобрании. Возможно, именно в силу многочисленности единороссовских фракций, прокуроры выбивают «единороссов» из депутатских рядов: в большую стаю попасть легче…

От автора

Вряд ли вы сможете привести пример, когда чиновник или депутат сознались бы в незаконности своих действий. И уж тем более, – в нарушении этики, например. Больше того, Сергей Ермаков в октябре прошлого года даже подписал постановление «Об утверждении Этического кодекса муниципального служащего мэрии г. Ульяновска». В этом кодексе есть и такое положение: «Муниципальный служащий должен быть корректным в своих отношениях с вышестоящими руководителями, коллегами и подчиненными». Наверное, мы с мэром по-разному читаем одно и то же. Иначе я не понимаю: как это он позволил себе так отозваться об экологах города, стоящих на страже закона (читай выше).

Впрочем, похоже, мы и в самом деле читаем по-разному. И разные сказки. И мне сдается, что у властей любимая сказка – про Колобка, который ото всех ушел (впрочем, на Лисе он все же попался), да про Белого Бычка…