Давно это было, но кажется, словно вчера. В разгар горбачевской перестройки, когда была объявлена либерализация экономики, а КПСС стала соратницей кооператоров, повсюду создавались многочисленные частные фирмы. В Ульяновске, например, даже в здании обкома партии, как говорится, в святая святых – и там, в подвальных помещениях, обосновался класс собственников, занимающихся производством и продажей мебели. Средства были немереные – бюджетные, партийные, что по тем временам было одно и то же, однако «подпускали» к ним далеко не всех, а особо избранных – из числа партийно-советской номенклатуры и выходцев из комсомола, молодых да ранних. А чтобы простой люд не возмущался, не шумел на стихийных митингах и собраниях, решено было создать при Доме политпроса городской дискуссионный политклуб. «Пусть демократы выпускают пар под нашим чутким руководством, – сказали в горкоме КПСС. – Свисток в наших руках – так что, локомотив перестройки никуда не убежит!». В совет политклуба ввели проверенных партийцев, заодно прикрепив к ним двух подполковников из местного КГБ. И пока политактивисты из народа – Ступников, Домнина и другие ораторствовали о свободе слова и будущих завоеваниях демократии, номенклатурщики копили первоначальный капитал для грядущего броска в капитализм.
Явление палаты народу
История, как известно, развивается по спирали, на каком-то своем витке повторяя некоторые явления и события. Нечто подобное происходит и в нынешнее время, в связи с «явлением народу» так называемых общественной палат – как в Центре, так и в регионах.
Чем, собственно, отметила год со дня своего рождения Общественная палата страны? Тем, что привлекла к громкому делу рядового Сычева чиновников из министерства обороны? Или защитой жителей подмосковного Бутово от произвола столичных властей, выселяющих их с исконных мест? Вот, пожалуй, и все! Зато член палаты – известный московский адвокат, давно специализирующийся на скандальных процессах, получил возможность – чуть ли не каждый день красоваться на телеэкранах и рассуждать о всеобщем народовластии, наконец-то установившемся в нашем государстве, за что надо благодарить, сами понимаете, кого – президента и правительство.
«Свисток» для выпускания пара обрели и региональные власти. У нас в Ульяновске создание общественной палаты торжественно отметили в ноябре прошлого года – в «колонном зале» администрации области. Все сорок членов благородного собрания (и назначенные властью, и «прикрепленные», правда, уже не от КГБ, и просто уважаемые граждане) на первых порах ходили с высоко поднятой головой: еще бы, сам губернатор призвал их в помощь, такую залу выделил для работы, такие перспективы посулил.
По этому поводу были громкие речи, естественно, об утверждении народовластия и, конечно же, о том, кому – сами понимаете, надо сказать «спасибо». Во весь голос наши «общественники» заговорили об удручающем состоянии региональной культуры, о проблеме обманутых дольщиков, о грабительских тарифах ЖКХ, о небывалом росте преступности, особенно среди молодежи. Заговорить-то заговорили, но ничего не изменилось: весь пар ушел в свисток.
На задворках народовластия
Эйфория прошла полгода спустя, когда намыкавшиеся от бездомья «общественники» обрели, наконец-то, себе место для деятельности на задворках лекционного зала в Мемориале – в том, кстати, самом месте, где когда-то заседал и пресловутый политклуб. Чем занимались? А тем же, чем занимались и занимаются уже многие десятилетия депутаты всех уровней, любые другие политические и общественные организации. Принимали жалобы от населения, писали ходатайства чиновникам по поводу их же бездеятельности и равнодушия по отношению к нуждам простых людей, делали запросы в высшие инстанции. Помогли, например, жителям поселка Измайлово Барышского района решить проблемы с канализацией и теплоснабжением, в качестве третьей стороны выиграли суд у хозяев незаконной парковки автомобилей по ул. 40-летия Победы, вместе с экологами боролись против строительства АЗС в жилом микрорайоне Нового города.
На днях одна из рабочих групп членов палаты во главе с профессором И.Гринбергом, обсуждая вопрос о непомерном повышении тарифов на электроэнергию в нашем регионе, подготовила проект обращения к своим старшим коллегам в Москве. «Убедительно просим информировать о ситуации в Ульяновской области президента В.Путина, – написали авторы обращения. – Мы убеждены, что невнимание власти к данному вопросу может привести к катастрофическим для региона последствиям».
– Пока ничего большего мы сделать не можем, – сказал в беседе с корреспондентом «Губернии» профессор И.Гринберг. – Делиться властью наши олигархи-монополисты в сговоре с чиновниками не хотят, и нам приходится как бы дублировать местных парламентариев, в прямых обязанностях которых – защита интересов избирателей. Им, кстати, тоже приходится несладко – исполнительная власть нередко игнорирует и решения законодателей.
– А что вы хотите? – высказался по этому поводу коллега профессора по палате Е.Лытяков. – У нас в парламентах всех уровней большинство голосов у партии власти – «Единой России», почти все министры и губернаторы – члены этой партии. Так разве они будут сами с собой конфликтовать? И у нас в регионе все правительство скопом в «Единую Россию» записалось, и в ЗСО – «единороссов» большинство! Если уж откровенно говорить, то и в общественной палате подавляющее большинство – выдвиженцы от власти…
Тем не менее, ряд независимых членов палаты руки не опускают, считая даже то немногое, что они сегодня делают для населения, все-таки каким-то прогрессом в отношениях между обществом и властью.
– Капля воду точит, – заметил И.Гринберг. – Поэтому надеюсь на лучшее…
Что ж, надежда, как известно, умирает последней. Будем и мы оптимистами относительно того, что когда-нибудь вся энергия наших общественников-активистов не уйдет в свисток, и паровоз перемен сдвинется с места.
Вместо анекдота
На днях корреспондент одного из региональных СМИ, договорившись по телефону об интервью с секретарем общественной палаты профессором В.Ефимовым, в определенный день и час явился в администрацию области, по неведению думая, что там его рабочее место. Названный профессором номер кабинета оказался… туалетом. Недоразумение вскоре разъяснилось: руководитель общественной палаты принимал граждан на своем рабочем месте – в здании УГПИ на ул.Энгельса, где он занимается педагогической деятельностью в течение многих лет. В здании областной администрации ему места не нашлось.
Если кто-то помнит старорежимные времена, то в административном здании на площади Ленина когда-то помещались все областные властные структуры – и обком-горком КПСС, и облисполком, и даже обком комсомола вместе с пионерами. Чиновников было гораздо меньше, а работы – больше.