Модернизировать коммунальную инфраструктуру власть намерена за счет жильцов
В эти дни депутаты Ульяновской городской Думы обдумывают, как выйти из неприятного положения, в котором они оказались. Проверка прокуратуры показала, что принятые ими недавно инвестиционные программы по развитию коммунальной инфраструктуры оказались незаконными. Шесть протестов – по одному на каждый из документов – это уже серьезно.
Сами по себе инвестиционные программы нужны. Их необходимость предписывает даже федеральный закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса №210 от 30.12.04, именуемый чиновниками просто: «двести десятый». За счет этих программ и идет развитие предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. То есть, если не хотим утонуть в фекалиях, пить вонючую воду и переплачивать лишнего, когда основные фонды изношены на 70 процентов, то надо чтобы трубы вовремя менялись, задвижки работали, а сами поставщики коммунальных ресурсов продолжали развиваться, снижая себестоимость. И согласно «двести десятому», средства на эти программы берутся из надбавки к уже существующему тарифу, которую и утверждает гордума.
Это единственное, что у нее осталось в сфере тарифов. Она же, кстати, потом должна бы проследить за эффективностью использования, взятых из кармана жильцов. Хотим мы того, или нет – но законодательство к тому и шло, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Правда, спасательный круг для жильцов, которые и без надбавки стонут от таких платежей, был законом предусмотрен. Он в руках горкома цен. Именно комитет должен предварительно оценить обоснованность расходов инвестиционной программы и подготовить предложения по размеру надбавки, проведя анализ доступности для потребителей возросшего тарифа. И если увидят, что такой груз потянет жильцов окончательно на дно, обязаны подготовить предложения по снижению инвестиционных надбавок и компенсации их за счет средств местного бюджета.
Так вот, прокуратура обнаружила, что никакого «спасательного круга» горком цен не бросал, даже соломинку не протянул. То есть, по утверждению прокуроров, заключения по обоснованности расчетов горком не делал, как и предложений по размеру надбавки, не говоря уж об ее ограничении. К тому же, по мнению охранников закона, инвестиционные программы вообще нельзя было разрабатывать, поскольку генплан города, являющийся правовой основой для таких программ, до сих пор не утвержден. Все это, заявляет прокуратура, ведет к ущемлению интересов жителей города, где и так тарифы ЖКХ стали непосильным бременем.
Пояснить причины этого в городском комитете цен не смогли, сославшись на то, что пока они «вырабатывают позицию комитета».
Заместитель мэра города по вопросам ЖКХ Сергей Савельев, посетовал на то, что в условиях реформенной скачки не так-то просто угодить всем.
– С одной стороны, эти инвестиционные программы и прогноз роста тарифов на 2008 год с нас требует Федеральная служба по тарифам, хотя еще не все методики расчета существуют, – говорит Савельев, – с другой стороны прокуратура требует исполнения закона. Но нельзя же из-за этого останавливать развитие! А дожидаться генерального плана – так можем порушить всю систему ЖКХ.
Зампред гордумы Александр Данилов и не спорит с прокуратурой.
– Знаем, что незаконно. Мы сознательно шли на некоторые нарушения, – говорит он. – Но если не принять инвестиционные программы с соответствующей надбавкой к тарифам, то опять получится, что оплата коммунальных услуг будет производиться не в полном объеме (трубы-то менять все равно надо!), и опять городу придется компенсировать выпадающие доходы из бюджета. Кроме того, федеральные законы требуют, чтобы местный бюджет не участвовал в компенсации тарифов. Иначе мы не получим денег по другим программам федерального бюджета.
По одному закону должен компенсировать, по другим, получается, не должен. Отчего же, если есть такое противоречие между законами, никто не заявил об этом в Госдуму или правительство страны – остается загадкой. Между тем, зампред гордумы сам обеспокоен высокими тарифами ЖК-услуг.
– Они неподъемные, – соглашается Данилов. – Но проблема-то не в нас, а в энергетике, это там они высоки. Надо делать у них ревизию, откуда такая себестоимость и такие надбавки. Они монополисты, их надо контролировать. А муниципалитет остается в конце цепочки растущих тарифов, на него и шишки. Мы оказались между молотом и наковальней. Тупик: делать надо, закон исполнять надо, а как – никто не знает.
Получилось, что своими протестами прокуратура подняла целый пласт проблем, которые даже на областном уровне не торопятся озвучивать ответственные чиновники.
На ближайшем комитете гордумы депутаты намерены искать выход из тупика. Теперь уже – совместно с прокуратурой, которая отмечает, что вопросы законности тарифов на услуги ЖКХ находятся у нее на особом контроле.