Ульяновская милиция скоро всех арестует
Чудно порой развиваются события в нашей провинции. Похоже, что наша доблестная милиция по-своему восприняла призыв губернатора к чистоте русского языка и уже начала вести очистку. Или зачистку.
Видимо, понимая, что мусора очень много не только в городе, но и в нашей речи, и силами ограниченных контингентов тут не справиться, милиционеры решили пользоваться не столько гуманитарными методами, сколько силовыми.
И хотя в России пока только в Белгороде ввели совершенно конкретные штрафы на использование ненормативной лексики, а законодатели Ульяновской области, ругаясь всякими словами, еще только думают о том, вводить ли подобные штрафы в своем регионе, правоохранительные органы, видимо, решили самостоятельно: ждать больше нельзя. И приступили к действиям.
Первые задержания по признакам мата произошли 22 марта под носом у областного правительства словно в назидание чиновникам, которые, когда что-то не ладится, для ускорения дела тоже любят употребить крепкое словечко. Четверо молодых людей, мирно общающихся у памятника Ленину, были задержаны прибывшими туда милиционерами. Как пояснили молодым людям, – за то, что они «ругаются матом, размахивают руками и пристают к прохожим». Правда, милиционеры перепутали. Молодые люди (по крайней мере, некоторые из них) и вправду имеют отношение к мату. Но только в части шахмат, если учесть, что они симпатизируют общественному движению, возглавляемому чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. А так практически все они люди воспитанные и образованные, мат используют только в шахматах, а что касается ненормативной лексики, так, в отличие от милиционеров и чиновников, от них лично я еще ни разу ее не слышал. Не слышали этого, вероятно, и милиционеры, коих обычно немало на посту около здания областного правительства, по крайней мере, они никак не отреагировали на молодых людей, стоявших рядом с расчерченной на площади шахматной доской.
Зато другие милиционеры, прибывшие «по вызову», отреагировали быстро и силой засадили молодых людей в машины, отвезли в РУВД, где до утра во всех выражениях объясняли молодежи, что использовать мат нехорошо. К ночи к ним доставили еще одного сторонника известного шахматиста, который, по утверждению милиции, тоже использовал мат, но уже у стадиона «Труд». Утром их представили пред ясные очи мирового судьи, и вскоре двоих хулиганов наказали штрафами по 500 рублей, а еще двоих – сутками административного ареста. Задержание, содержание, суд. Как говорится, за мат – в три хода.
Злые языки поговаривают, что дело не в мнимом хулиганстве и не в ошибках милиции, а все это связано с тем, что некоторые из этих молодых людей были намерены поехать в Нижний Новгород, на встречу с другими сторонниками Каспарова. И ни к чему, мол, допускать это, а то, глядишь, наберутся там знаний о детских матах, королевских матах и прочих эндшпилях.
Но журналисту положено верить не слухам и не злым языкам, а документам.
А по протоколу милицейскому получается, что молодые люди ругались нехорошими словами, рядом с памятником Ленину, чем оскорбляли слух не только вождя мирового пролетариата, но и редких прохожих. А если так, то значит, что любителям ненормативной лексики надо быть поосторожней и даже шахматные термины лучше не употреблять – мало ли в чем заподозрят. Правда, возникает проблема. Дело в том, что Ульяновск, как отмечают все приезжие, отличается особым пиететом к нецензурным выражениям. Здесь они употребляются в качестве обычной связки слов, мат в моде как у молодых девчонок, так и их остепенившихся родителей, он является обычным звуковым фоном в автобусах и маршрутках, в кабинетах чиновников и охранников правопорядка. И выходит, что милиционеры поставили перед собой непосильную задачу. С одной стороны, не хватит при таком урожае изоляторов временного содержания, с другой – экономика области рухнет, поскольку некому будет работать и некому управлять, с третьей – сил не хватит, к тому же придется брать и своих, а ведь еще надо бы в свободное от очистки языка время заниматься борьбой с преступностью. А то вызовет однажды губернатор и спросит: «А какого ж вы черта…»
Постскриптум в духе времени:
Заранее оговорюсь: уважая Каспарова как шахматиста, не разделяю его некоторых политических взглядов и заявлений. Однако считаю, что правоохранительные органы оттого и называются так, что охраняют права людей, оговоренные Конституцией и всеми остальными законами, а потому должны хотя бы учиться отличать русский мат от мата в три хода.
Собкор «Российской газеты» Сергей Титов специально для «НГС»