Российские автомобилисты научились обманывать страховые компании, причем, согласно проведенному Всероссийским союзом страховщиков совместно с ВЦИОМ опросу, они не видят в этом ничего предосудительного.
Большинство потенциальных и уже состоявшихся мошенников оправдывают свою позицию тем, что, дескать, страховщики сами стараются всячески обмануть своего клиента, затянуть или же снизить выплаты в случае наступления страхового случая (ДТП). Чистой воды обманом автовладельцы считают, например, то обстоятельство, что некоторые страховщики не платят по ОСАГО за ущерб жизни и здоровью пострадавших, хотя деньги за это получают.
Другие считают, что ОСАГО, по которому они слишком много и необоснованно платят, им навязали, так что обман – всего лишь возврат собственных денег. Есть и те, кто сделал страховое мошенничество источником своего существования. И те, и другие «на двоих» придумали более десятка сценариев обмана страховых компаний.
– Самым сложным и изощренным обманом, – рассказывает руководитель отдела урегулирования убытков ульяновского филиала крупной страховой компании, – является полная инсценировка ДТП, когда уже поврежденные машины расставляются в специально выбранном месте. Здесь для мошенников главное, чтобы виновность обладателя полиса ОСАГО не вызывала сомнения у сотрудников ГИБДД, хотя, бывает, при инсценировке ДТП инспекторы с мошенниками вступают в сговор.
Недавно такой обман после проведения экспертиз нам удалось раскрыть в Барышском районе, где, по версии участников ДТП, водитель «Жигулей», заснув за рулем, выехал на встречную полосу и совершил скользящее столкновение с а/м «ИЖ». «Шестерка» при этом получила незначительные повреждения бампера, вторая же машина, перевернувшись несколько раз, слетела в кювет. После проведения трассологической экспертизы в выплате клиенту было отказано.
Инсценировка подобных ДТП чаще всего, по словам специалиста, проводится в ночное время на дорогах с малой интенсивностью движения при отсутствии возможных свидетелей.
Другой способ – оформление полиса ОСАГО «задним числом», уже после ДТП. Часто в строку повреждений вписывают детали машины, которые были повреждены до данного ДТП. Здесь в сговор со злоумышленниками вступает уже страховой агент, поэтому доказать обман также практически невозможно.
Довольно распространена и подмена виновника ДТП. В случае, когда виновником аварии оказывается водитель более дорогого автомобиля (например, водитель новой «Тойоты» «догнал» старенькие «Жигули»), они с пострадавшим меняются местами и в страховую компанию предоставляют версию о том, что водитель «Жигулей», двигаясь задним ходом, наехал на иномарку. За ремонт дорогой «Тойоты» страховщикам приходится платить больше.
В случае, если даже у страховой компании есть подозрение на нечестность клиента, но факт мошенничества не доказан, пострадавший выплату получит всегда, заверили нас в нескольких компаниях. Другое дело, что свое расследование страховщики продолжат и в случае обнаружения доказательств вернут себе деньги в судебном порядке.
Наконец, «классикой» мошенничества в этой сфере стало двойное страхование и двойное возмещение: владелец за одно и то же ДТП пытается получить возмещение сразу в нескольких компаниях (например, по ОСАГО – в одной, по КАСКО – в другой).
Данный вид обмана, по словам специалистов, возможен только потому, что у страховщиков до сих пор нет единой информационной базы по страховым случаям. Несколько лет назад ее создание было невозможным из-за отсутствия средств. А сегодня и средства появились, и желание, но закон не позволяет. С 1 января 2007 года вступил в силу законопроект о неразглашении личных данных граждан, по которому собирать и обрабатывать сведения о россиянах можно только с их согласия.
«Еще одна проблема, – отметил сотрудник службы безопасности другой страховой компании Евгений Климов, состоит в том, что страховщикам не хватает полномочий проводить собственные расследования, ГАИ к своим базам ДТП нас не подпускает.
Бывает и так, что наши запросы на документы по авариям остаются без ответа. Определить виновного по одному лишь протоколу-постановлению бывает невозможно».
Согласно статистике Всероссийского союза страховщиков, на рынке страхования в России мошенникам удается получить до 20 процентов от общего числа страховых выплат.
Многие полагают, что возможные потери от нечестных клиентов распределяются между всеми обладателями страховых полисов, не будет же частная компания работать себе в убыток. Выходит, честный и аккуратный водитель платит за себя и за того нечестного парня.