Конец минувшей недели в Ульяновске ознаменовался неожиданными презентациями двух серьезных промышленных проектов, способных изменить общую экономическую среду, а также вычеркнуть устаревшее мнение об области как о депрессивном регионе.
В один день было заявлено о решении строительства двух новых заводов.
Один инвестор – компания SABMiller имеет африканские корни, хотя ныне считается одним из лидеров на мировом рынке пивоварения. Другой – китайская компания BAIC, намеренная совместно с ульяновским партнером, занимающимся производством комплектующих для автомобилей, производить грузовики среднего класса. Ульяновские аналитики отмечают, что это первые реальные серьезные инвестиционные проекты – не в пример предыдущим, среди которых были только торговые центры да спортивно-развлекательные учреждения.
«Витязь» «Трех богатырей» не боится
Компания SABMiller официально объявила, что планирует вложить 170 млн. долларов США в строительство нового пивоваренного завода производительностью три миллиона гектолитров в год, со складскими мощностями, в Ульяновской области. Запуск производства намечен на начало 2009 года. Известно, что компания уже владеет пивоваренным заводом в Калуге. Российские эксперты считают, что в России известную компанию привлекает быстро растущий рынок потребления пива. К тому же, в Поволжье, по мнению аналитиков, хоть пока и невысокий уровень доходов населения, зато растет он самыми высокими темпами, что дает компании дополнительные перспективы. Впрочем, это подтверждают и сами инвесторы:
– Решение о строительстве нового пивоваренного производства в России вызвано существенным ростом спроса на наши продукты за последние несколько лет, – сказал Джеймс Уилсон, генеральный директор Калужской пивоваренной компании, российского подразделения SABMiller. – Ульяновская область привлекательна с точки зрения оптимизации логистики, и новые производственные мощности позволят усилить наши возможности по обслуживанию рынка в Волжском, Уральском и Дальневосточном регионах России.
Ожидается, что на заводе будет создано около 400 новых рабочих мест со средней заработной платой в 12 тысяч рублей, налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации составят при выходе завода на проектную мощность порядка 800 миллионов рублей. Запуск производства намечен на начало 2009 года.
Еще буквально несколько месяцев назад не было известно, на какой конкретно регион упадут взгляды мировых пивоваров, которым одной Калужской компании с точки зрения логистики было мало.
– Многие регионы боролись за то, чтобы она избрала именно их, – говорит зампред областного правительства Александр Пинков. – Но в ходе системных переговорных процессов с губернатором и министром инвестиций, рассмотрения возможного земельного участка и будущих обязательств областного правительства по обеспечению инженерной инфраструктуры, выбор пал именно на Ульяновскую область.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов пообещал, что намерен создать инвестору благоприятные условия для работы. По его словам, действующая в регионе система поддержки инвестиционных проектов позволяют Ульяновской области не только участвовать, но и опережать другие регионы в активной конкурентной борьбе за инвесторов. Речь идет о том, что в соответствии с областным Законом «Об инвестиционной деятельности» будущему предприятию гарантированы льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, по арендной ставке на землю.
– Все эти обязательства мы подтвердили, – сказал Пинков.
Правда, сотрудники антимонопольного ведомства в неофициальных беседах признались, что в этом деле есть, на что обратить внимание, поскольку и сам закон вызывает вопросы, и ситуация, когда у крупной ульяновской пивоваренной компании «Витязь» появляется конкурент со льготами, не совсем правильная.
Впрочем, по словам Пинкова, перед тем, как принять окончательное решение в переговорах с SABMiller, правительство консультировалось с руководством «Витязя», поскольку оно не заинтересовано, чтобы это старая ульяновская пивоваренная компания рухнула с приходом новой.
Ульяновские пивовары, вопреки прогнозам, похоже, не боятся конкурентов.
– Мы относимся к этому философски, – отметил и.о. директора по продажам «Витязя» Артем Янаев. – Они и сейчас конкуренты для нас – город заполнен известными марками, производимыми в Калуге, но у нас свой ценовой сегмент. От появления завода в Ульяновске их цены не изменятся, это признанная мировая политика – держать цены по всему региону распространения.
По словам Янаева, «Витязь» держит свою нишу крепко, работая на локальных рынках «точечным путем» с минимальными затратами, ориентируясь на недорогое пиво классической чешской технологии, когда пиво проходит весь месячный цикл брожения, в отличие от американской ускоренной промышленной технологии. И у классического пива, говорит Янаев, достаточно своих поклонников.
Скорей всего, ульяновские антимонопольщики пока не будут высказывать какие-либо претензии, не желая мешать удачному проекту правительства. По крайней мере, пока какая-то из сторон сама не выскажет претензии.
Население Заволжского района, где на земле промплощадки «Авиастара» планируется строительство завода, похоже, довольно. Во-первых, это немного снизит уровень безработицы, во-вторых, в части экологии это намного лучше, чем металлургический комбинат, который областное правительство прежде планировало строить на том же месте.
Что касается озабоченности местных властей растущим и уже нередко чрезмерным потреблением пива подростками и молодежью, то строительство нового пивзавода, по мнению чиновников, ситуацию не ухудшит. Скорее, наоборот.
Джеймс Уилсон подтвердил, что компания берет на себя социальные обязательства – заботу об окружающей среде и пропаганду ответственного отношения к потреблению пива.
Автомобили – дело привычное
В тот же день, в рамках Дней Китая в России, в Ульяновской области прошли переговоры между правительством региона, Пекинской Автомобильной Холдинговой Компанией BAIC и Холдинговой компанией «АМС-Групп», в которых приняли участие представители китайских компаний BAW и FOTON. Подписано инвестиционное соглашение.
Китайцы намерены создать совместное предприятие и построить в Ульяновске завод по производству грузовых автомобилей грузоподъемностью от 1 до 4 тонн. Стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда рублей, после выхода на проектную мощность объемы выпуска составят до 70 тысяч автомобилей в год. Планируется, что проект будет реализован в течение трех лет. Появится более двух тысяч новых рабочих мест, будет создано несколько сопутствующих малых предприятий. Доли владения будущим предприятием распределятся поровну: 50 процентов – КНР, вторая половина – «АМС-ГРУПП». Ульяновская компания, скорей всего, обеспечит строительство зданий и сооружения, инженерную инфраструктуры, а BAIC – технологию, оборудование. Речь идет об организации сварочного и окрасочного производств, сборки и испытаний автомобилей. Комплектующие будут на первом этапе практически полностью поставляться из Китая. В дальнейшем, предполагается локализация производств комплектующих в России.
– Мы постараемся, чтобы, в первую очередь, производство комплектующих было в Ульяновске на уже имеющихся предприятиях, – отметил зампред правительства Александр Пинков. – Например, генераторы, электрожгуты, коробки передач, карданные валы – то, на чем уже специализируется ульяновский автомобильный сектор. Именно производством этих комплектующих уже занимается ульяновская компания, намеренная войти в проект.
По словам Пинкова, маркетинговые исследования показывают, что, как минимум, до 2015 года будет ощущаться острая потребность в легких коммерческих грузовых автомобилях «BAW» и «FOTON» с дизельными двигателями. Эти автомобили считаются соответствующими нормам «Евро-2», а с доработками – «Евро-3». Они востребованы для коммерческих внутригородских перевозок, когда требуется в тесноте улиц свободный подъезд к магазинчикам и ресторанам. Предполагается, что они будут в той же ценовой категории, что и «Газели», или немного дороже. Зато, уверен Пинков, они более выгодны с точки зрения экономичности, и довольно быстро окупятся.
Впрочем, и здесь есть интрига, подобная пивному мезальянсу: в Ульяновске уже есть автомобильный завод, выпускающий, кроме внедорожников, и малые грузовые автомобили «УАЗы», и, с недавних пор, – японские ISUZU NQR71P. В пресс-службе завода от комментариев по поводу появления конкурента отказались, пояснив, что руководство, как правило, действия конкурентов не комментирует. Однако зампред областного правительства не считает будущий завод конкурентом УАЗу. По его словам, ульяновский автозавод специализируется на автомобилях грузоподъемностью 5 тонн и выше, а китайские автомобили – до 5 тонн. Правда, консультаций по поводу будущего завода с руководством ОАО «УАЗ» никто не проводил. По той же причине, считает Пинков, китайские грузовички не составят конкуренцию даже Горьковскому автомобильному заводу. Если и будет создана конкуренция, то подержанному импорту и новым импортным автомобилям.
Справка
Компания SABMiller является одним из лидеров мирового рынка пивоварения. Её продукция продается более чем в 60 странах мира на шести континентах. SABMiller в виде этого бренда образовалась в 2002 году, когда известная пивоваренная компания SAB купила американскую Miller Brewing Co за $5.6 млрд. рублей. Компания SAB (South African Breweries) была основана в 1895 году в Йоханесбурге, в 1999 году прошла листинг на Лондонской бирже. SABMiller является крупным игроком на пивоваренном рынке Южной Африки, который приносит ей почти половину доходов. В 2003 году SABMiller Plc объявила о покупке 29,6%-ного пакета акций китайской пивоварни Harbin, являвшейся четвертой по величине пивоваренной компанией Китая.
В России компания SABMiller представлена производственным подразделением «Калужская пивоваренная компания» и компанией «ТрансМарк», занимающейся маркетингом и продажами. Выйдя на российский рынок в 1998 году, SABMiller запустила свою первую марку пива в России – «Золотая бочка», которая со временем стала визитной карточкой компании. Ассортимент продукции компании состоит из восьми марок, среди которых известные международные марки Miller Genuine Draft, Pilsner Urquell, Velkopopovicky Kozel, любимые местные марки «Золотая бочка», «Три богатыря», «Моя Калуга», а также выпускаемые по лицензии Redd’s и Holsten.
Собкор «Российской газеты»
Сергей Титов специально для «НГС»