Губернатор потребовал навести порядок в пассажирских перевозках
Вчера около здания правительства Ульяновской области прессе был продемонстрирован выход из транспортного тупика.
Выход был реальным – в виде 20 новеньких автобусов средней вместимости, которые теперь поступят в государственное АТП, оставшееся практически без транспорта. Новенькие автобусы пойдут на самое больное заволжское направление. Половина стоимости – 12 миллионов рублей – оплачена из областного бюджета, вторую половину оплатит АТП, получившее на эти цели кредит. Благодаря тому, что один такой автобус заменит как минимум три «Газели», произойдет не только снижение напряженности пассажиропотока. Часть маршрутных такси теперь вынуждена будет перейти на другие направления, тем самым облегчив транспортную нагрузку на старенький двухполосный мост, ставший местом постоянных пробок. Да и вообще немного снизится интенсивность движения, повысив тем самым и его безопасность.
О необходимости наведения порядка на общественном транспорте заявил губернатор на прошедшем на этой неделе заседании Совета безопасности. Причины на то были – за последнее время увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей автобусов и маршрутных такси, в том числе – с гибелью пассажиров.
Вопрос был поставлен жестко. Далее наведением порядка занялась административная система. Управлению государственного автодорожного надзора по Ульяновской области рекомендовано проверить порядок лицензирования деятельности частных перевозчиков, организовать мониторинг состояния дорожных условий на маршрутах, усилить контроль за водительским составом. Предполагается произвести замену маршрутных такси автобусами средней вместимости.
– Отрадно, что власть – городская и областная – начала делать реальные шаги к исправлению ситуации, хотя печально, что толчком к этому послужили аварии и катастрофы этого года с участием маршрутных такси, – отмечает председатель совета объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко. По его мнению, сегодняшнее состояние пассажирских перевозок и их безопасности – это результат деятельности, точнее – бездействия власти за последние 10-15 лет.
В конце девяностых годов, когда государственные АТП были не в состоянии закупить новые автобусы, а старые автобусы окончательно сошли с линий, освободившуюся нишу заняли частные перевозчики, которые фактически спасли город. Как раз в тот период в городской независимой газете мы писали о том, что в новых условиях власти и ГАИ должны приспособиться к новым условиям и научиться проверять состояние частного общественного транспорта, контролировать здоровье и возможность работы водителей на этих ответственных перевозках, помогать частникам формировать маршруты и стимулировать появление новых, поскольку со сменой «собственников маршрутов» требования закона общественному транспорту не изменились. Короче, все то, что предлагается сейчас в качестве основных мер. Но тогда все было пущено на самотек. Даже губернатор, передавая новые автобусы, отметил, что заняться проблемами надо было еще позавчера.
Кстати, дотошные эксперты, присутствующие на открытии, посетовали, что японо-украинские автобусы «Богдан-ISUZU» со своей низкой посадкой не очень приспособлены к ульяновским дорогам, и долго могут не протянуть. Дороги – еще один бич общественного транспорта.
– Из всех ДТП региона 70 процентов – связаны с плохим состоянием дорог, из них 70 процентов – в Ульяновске, – начальник отдела организации движения областной ГИБДД Сергей Аникин.
– Поэтому утверждать, что все беды от частников, нельзя, – говорит Сидоренко. – Хотя проблема в водителях частного транспорта есть. Не соблюдают режим отдыха, могут выйти в рейс нездоровыми или с похмелья, в прошлом году был выявлен водитель с эпилепсией. Но проблема в полном отсутствии системы контроля. А медицинскую справку, как вы знаете, в наше время купить несложно.
По мнению представителя частных перевозчиков, причина того, что в Ульяновске такой специфический контингент водителей, опять же в отсутствии системы и стратегии развития общественного транспорта. Отрасль эта низкорентабельная, содействия со стороны властей, которые требуют ограничивать рост стоимости проезда, нет. А на зарплату в пять-шесть тысяч рублей пойдет не каждый. К примеру, в Коломне, где Сидоренко интересовался положительным опытом, такой проблемы нет и быть не может. Там зарплата водителей начинается с 25 тысяч рублей, на новые места выбирают по конкурсу только самых лучших. Руководитель негосударственного АТП доволен, потому что губернатор Московской области Борис Громов требует, чтобы обязательно в предъявляемой себестоимости перевозок закладывалось развитие производства и обучение водителей. А то, что превышает предельно установленные губернатором цены, компенсируется бюджетом. Кроме того, бюджет компенсирует стоимость проезда всех региональных и федеральных льготников.
– В Ульяновске же пока нет ни системности, ни стратегии в организации и развитии общественного транспорта, – говорит Сидоренко.
Впрочем, принятая областная целевая программа по обновлению подвижного состава общественного автомобильного транспорта предусматривает закупку до 2011 года 354 автобусов средней и большой вместимости, на что будет выделено всего около 290 миллионов рублей. Пока АТП государственное, ему можно передавать автобусы, можно по старинке руководить транспортным процессом и регулировать цены, что снимет целый ряд проблем. Но скоро возникнет новая. Часть АТП уже акционирована, недалеко то время, когда акционируют и остальные, в том числе и ульяновское АТП-1. И тогда предприятию государство уже не будет иметь права передавать автобусы, да и цены придется регулировать по-другому. И снова учиться работе в новых условиях – управлению частными перевозчиками. Возможно, разбор ошибок последнего десятилетия даст ключи к решению задачи и появлению не только реальных автобусов, но и реальной стратегии.