На недавнем заседании в Городской Думе прозвучало предложение прекратить работу трамваев в правобережье и пустить вместо них троллейбусы. И уже во многих средствах массовой информации об этой замене говорят как о почти свершившемся событии. Так ли это действительно будет, мы решили узнать из первых уст: у директора муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс» Василия Романовича Черныша.
– Пока еще говорить о том, что вот уже совсем скоро вместо трамвайных вагонов будут ездить троллейбусные машины, преждевременно, – сказал В. Черныш, – потому что нужно сначала просчитать, в какую сумму обойдется эта замена, определить, какие предприятия и что именно будут делать. Ведь для замены необходима производственная база, то есть, сами троллейбусы, контактные линии, которые отличаются от трамвайных. Так что, это дело не одного дня и не одного года. Но задуматься над этим вопросом неплохо бы было уже сейчас. Выход на маршрут троллейбусов позволил бы сделать проблему перевозки пассажиров, особенно в «часы пик», менее острой. Для начала не так уж много и машин понадобится -хотя бы десяток. А там их парк постепенно можно будет увеличивать.
Троллейбус значительно дешевле трамваев и легче в эксплуатации в том смысле, что если вдруг на линии один сломается, то следующие за ним машины его просто объедут. А вот если встанет один трамвай, то и все остальные выстроятся за ним, и движение на маршруте полностью остановится. К тому же, по моему мнению, нельзя город оставлять с одним видом общественного транспорта, как случилось у нас, должны работать и автобусы, и трамваи, и троллейбусы.
– Василий Романович, на сегодняшний день в каком состоянии находятся трамваи и троллейбусы?
– Трамвайный парк состоит из 255 вагонов, нормативный срок службы которых -15 лет. 80 же процентов наших трамваев работают по 30 лет и более. «Жизнь» троллейбусных машин, которых у нас 56, и того меньше – всего 7,5 года. У нас же все сто процентов ездят более 15 лет. Однажды своими силами мы проводили капитальный ремонт троллейбусов, и вот теперь они вновь в нем нуждаются.
Ремонт считается капитальным тогда, когда 30 процентов деталей в машине меняется на новенькие, заводские стандартные. У нас же и это не получается, мы производим реставрацию старых деталей в своих же мастерских, потому что это обходится дешевле. Ведь ремонт троллейбуса в заводских условиях стоит больше одного миллиона рублей. Новая же машина обойдется в 2,5 млн. Трамвай стоит еще дороже – 8,5-9 млн., а если брать чешские вагоны, которые нам в советское время ежегодно поставляли по 25 штук, то они стоят все 16-17 млн. рублей.
– Какой процент изношенности трамвайных путей?
– Общая протяженность трамвайных путей – 130 километров. Ежегодно, согласно нормативам, мы должны проводить капитальный ремонт 10 процентов, а это 13 километров. Отремонтировать всего один километр стоит 9 млн. рублей. Из-за отсутствия средств последние 10 лет мы делали только порядка четырех километров в год. И на сегодняшний день получается, что уже 90 километров путей требуют немедленного капитального ремонта. А капитальный ремонт – это практически строительство новых путей. Ведь старые демонтируются полностью, и укладываются новые рельсы и новые шпалы. Это очень сложная, трудоемкая и опасная работа. Ведь по улицам проходят кабельные линии, линии связи, отопление, водопровод, канализация, наши кабели энергообеспечения, контактные сети и так далее. Поэтому здесь следует работать очень осторожно,
очень аккуратно, чтобы не повредить те коммуникации, которые существуют. К тому же мы постоянно занимаемся еще и текущим ремонтом, которые требует средств и времени, – заменой стрелочных переводов, шпал, единичных рельс.
Сейчас мы ведем капитальный ремонт очень сложного участка на улице Ленина, между улицами Гончарова и Железной Дивизии. Глава областной столицы Сергей Ермаков подписал распоряжение, согласно которому эти работы должны завершиться к 25 апрелю, а начались они 2 числа этого месяца.
Очень сложно уложиться в такие сжатые сроки, тем более, что работать приходится только по ночам, в противном же случае движение трамваев нужно будет останавливать, и горожане станут испытывать неудобства.
Второй такой же сложный и требующий капитального ремонта участок – пути на улице Минаева: спуск от улицы 12 Сентября до моста через реку Свиягу. Стоимость капитального ремонта двух объектов – 17,4 млн. рублей. Я надеюсь, что мэр Ульяновска Сергей Ермаков, депутаты Городской Думы, когда будут вносить изменения в бюджет по результатам первого квартала, то под эти объекты выделят целевые деньги. До этого целевые средства под капитальный ремонт не только путей, но и подвижного состава, никогда не выделялись.
Если же нам не перечислят эту сумму, то отремонтировать пути на улице Минаева мы уже не сможем, потому что на сегодняшний день мы с трудом укомплектовали на
сто процентов материалами улицу Ленина, и теперь у нас нет ни рельс, ни шпал, ни щебня, ни других комплектующих, которые необходимы, для этих целей.
– С начала этого года стоимость проезда в электротранспорте подорожала на рубль, и теперь билет стоит шесть рублей. А какова же его реальная цена?
– Себестоимость перевозки одного пассажира составляет 7 рублей 74 копейки. В год мы перевозим 60 млн. человек. И получается, что теряем ежегодно в общей сложности более 100 млн. рублей. К тому же, около 20 млн. рублей мы теряем на проездных билетах для студентов и школьников, потому что учащиеся школ покупают проездные за 30 процентов от их стоимости, а студенты – за 50. Еще у нас есть и льготные проездные билеты. Я бы с радостью возил всех бесплатно, если бы мне кто-то эти потерянные деньги возмещал. Однако нам они не компенсируются. Вместо 165 млн. рублей дотации мы получаем только 56 млн., а это слишком мало. Вот и получается, что мы работаем себе в убыток.
– И все-таки, несмотря на такую сложную ситуацию, в Вашем предприятии – порядок, ежедневно троллейбусы и трамваи выходят на маршруты. К тому же, вы ведете учет таким образом, что заместитель мэра по финансовой работе Марина Габдуллина ставит Вашу финансовую деятельность в пример другим организациям,о чем она судит по результатам недавно прошедшей у Вас проверки.
– Ничего сверхъестественного в этом не вижу, так должно быть в любой организации. Просто бухгалтеры, финансисты, экономисты должны быть квалифицированными работниками и добросовестно выполнять свои обязанности. На нашем предприятии руководители этих отделов – опытнейшие люди, которые передают свои знания молодежи.
Да и вообще случайных людей у нас нет, потому что иначе предприятие не сможет работать. Все ответственно подходят к своему делу, и поэтому мы еще работаем.
Напомним: с 1 по 25 апреля движение транспорта по улице Ленина (на участке от ул. Железной Дивизии до ул. Гончарова) перекрыто по причине проведения ремонта трамвайного пути и дорожного покрытия.
В связи с этим закрыто движение трамваев в вечернее и ночное время суток – в рабочие дни, в выходные дни – круглосуточно.
Перевозка пассажиров на маршрутах общественного автомобильного транспорта №№1, 55, 4,2,39, 70, 67, 68, 69, 80,58,43,94,38, 108, 119 будет осуществляться по улице Карла Либкнехта.
Движение транспорта будет закрыто по следующим направлениям:
-со 2 по 15 апреля – по четной стороне ул. Ленина (участок от ул. Гончарова до ул. Железной Дивизии);
– с 16 по 25 апреля -по нечетной стороне ул. Ленина на том же участке.
На данный момент работы ведутся в соответствии с установленным графиком.