Только у нас: секретный рецепт звездной кухни для НАШих читателей

Каждый год 12 апреля супруги Кузины готовят фирменное блюдо отечественных космонавтов. Рецепт окрошки, которой потчуют на Байконуре героев космоса, держится в строгой тайне. Кузины узнали его случайно, когда с 1983 по 1986 годы жили в знаменитом городке.

– Все говорят «Байконур», но мало кто знает, что жилой город рядом с полигоном называется Ленинск, – рассказывает Тамара Кузина.

Режим

По словам Тамары Яковлевны, в закрытом городке случайных людей не было. Только специалисты по особому приглашению.

– А мы попали туда волею обстоятельств, – рассказывает Кузина. – У мужа Володи умер папа. Юрий Ефимович работал командиром интендантской службы. Осталась двухкомнатная квартира по улице Шубина – знаменитого архитектора, который проектировал Байконур. Мы приехали из Киргизии в 1983 году и полгода не могли выйти на улицу: патруль следил, чтобы у всех пропуска были. Нас только сын Андрюшка и спасал – бегал в магазин за продуктами. Десятилетнего мальчика не задерживали.

Найти работу в спецгородке было непросто.

– Я устроился главным инженером в коммунальное хозяйство, – говорит Владимир Юрьевич. – А женщинам податься практически некуда: медицина, образование да торговля. Тамару взяли инструктором по спорту в ДОСААФ.

Запуск

Центральное телевидение еще ни сном, ни духом не знало об очередном запуске ракеты, а жители Байконура передавали друг другу: сегодня! По словам супругов, весь городок (а это порядка 300 тысяч населения – Ред.) забирался на крыши пяти-десятиэтажек и с расстояния в 1,5 километра в который уже раз наблюдал зрелище: ракета с горящим хвостом медленно поднималась от земли на небольшое расстояние и как бы зависала.

– Сколько раз видел взлеты, а сердце все равно каждый раз замирало, – делится впечатлениями Владимир Кузин. – Ракета висит, а потом, как в ускоренном кино: она взмывает, ступени отделяются, народ вопит: «Ур-рааа!!!» Каждый раз это был праздник. А если ветер дул в нашу сторону, в воздухе чувствовался привкус металла (говорят, потому что много кислорода при запуске сжигается).

Космонавты

– Весело раньше жили, всего хватало, – делится Владимир Юрьевич. – На мою зарплату в 175 рублей могли себе все позволить.

– Я одевалась в генеральском магазине, – подхватывает Тамара Яковлевна.

– А какая рыбалка в Сырдарье была! – продолжает дивные воспоминания супруг. – Никакой наживки не надо. Кусочек ваты из тулупа выковыряешь, плюнешь на него, на крючок нанижешь. Леска до воды еще не долетает, а там уже жерех в пол-локтя висит. Когда сюда ехали, я думал, эх и половлю в Волге! А тут – какая рыба?…

С высоты сегодняшнего дня, Кузины жалеют о том, что не осознавали тогда, в какое время живут. Не брали автографы у знаменитостей, не фотографировались с ними. А повидали они многих известных людей. С Алексеем Леоновым, например, супруги встречались едва ли не каждый день.

– У нас водки в продаже не было, – вспоминает Владимир Юрьевич. – А вот портвейны и «рубины» в «бомбах» (бутылка емкостью 0,8 литра – ред.) стояли всегда. Так Леонов в магазин-обратно мимо нашего домоуправления бегал. Такой невысокий, рыженький, с портфелем в руках и в трико («адидасов»-то тогда еще не изобрели). Когда официально с ним здоровались, за руку, когда просто кивком. Кабы знал, что пригодится, обязательно бы снялся с ним.

– Ага! – поддевает жена. – И с Высоцким сфотографировался бы. Как на Иссык-Куль возил его.

– Было дело, – смущенно соглашается Владимир. – Я старшим лейтенантом милиции был в Киргизии. К нам в 1972 году Владимир Семенович приезжал отдыхать, я его на озеро возил. А сфотографироваться не догадался.

Ну а в Дни космонавтики и по другим памятным датам на гречек и губаревых весь город насмотрелся.

– Люди как люди, – пожимает плечами Тамара Яковлевна, – со всеми запросто.

Окрошка

Эти люди как люди, по словам Кузиных, на самом деле никого не чурались. Жили, правда, в микрорайоне под названием «Городок космонавтом», в своем общежитии. Но безо всяких КПП и спецохраны. Ходили в те же магазины, обедали в тех же столовых. Вот там-то и космонавтам, и любому желающему подавали фирменную байконуровскую окрошку. Без нее теперь в семье Кузиных не обходится ни один День космонавтики.

– Вот, грудинку уже купила, – раскрывает секрет приготовления Тамара Яковлевна. – Порежу ее, добавлю штук пять вареных яичек, три маргеланских редьки (можно редиску), 3 свежих огурца. Добавлю зелени – лук, укроп. Лимонной кислоты и соли по вкусу. Самое оригинальное – для красоты и вкуса добавляем тертую свеклу – маринованную или вареную. А заправляется все это дело несложным соусом: майонез смешивается со сметаной и разбавляется (но чтобы не было жидко) холодной кипяченой водой. Вкуснотища неземная!

НАШа справка

В 1995 году СССР понадобился полигон для ракеты Р-7, предназначенной для доставки водородной бомбы. Местом строительства выбрали полупустыню в Казахстане, через которую протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Здесь и началась закладка «Полигона-5» Министерства обороны СССР.

Строительство велось с невероятной быстротой. Но вскоре полигон превратился в космодром. 5 мая 1957 специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс, а 6 мая уже установили первую ракету Р-7. В то же самое время в Карагандинской области неподалеку от поселка Байконур (казах. Байконыр), для отвода глаз начали строить ложный космодром. Все сооружения там были камуфляжными, но охранялся он точно так же. Для поддержания секретности в официальных извещениях местом старта называли Байконур. В конце концов, это название закрепилось и за настоящим космодромом.