В театре драмы готовится премьера. Столичный режиссер Ювеналий Калантаров репетирует «Обломова». Премьера назначена на следующие выходные. Спектакль, надеются, станет визитной карточкой театра на Гончаровском театральном фестивале, запланированном на следующую осень.
Калантарова пригласил ставить спектакль Юрий Копылов.
Режиссер называет себя интерпретатором романа Гончарова. Для постановки он выбрал инсценировку, написанную в 1935 году для Ленинградского БДТ. Об Обломове Ювеналий Калантаров говорит как о необыкновенно способном человеке, который «подвергся поруганию как лентяй». Но лень видится режиссеру способностью к созерцанию: «Тело разъезжается с душой, он вроде не монах, но живет своими внутренними импульсами, поэзией, выпадая из среды. Обломов не реализует свой идеализм.
Талантливый и поэтически одаренный человек, он не занимается творчеством. Представьте Пушкина, Пастернака, которые не пишут стихов… Но множество людей живет без всякого идеализма, их цель – устроить, купить, выпить, закусить». Режиссер выступает адвокатом Обломова, он сравнивает его с Пушкиным, Чеховым. Он вспоминает по случаю, что есть мир Коперника, где Земля вертится вокруг Солнца, а Солнце – часть Вселенной, но до Коперника был Птолемей, и его мир вращался вокруг человека, он был центром вселенной. Обломов живет по канонам Птолемея. Он чувствует, что его обманывают, используют, но это еще один повод уйти, спрятаться от мира. В соответствии с концепцией режиссера на театральной афише обозначен и жанр спектакля – поэзия абсурда.
После «обломовщины», насаждавшейся в школьных хрестоматиях, настал век «антиобломовщины», внедряющийся не менее активно. Сначала Илью Ильича ругали, теперь хвалят. Обе крайности, скорее всего, – не родня роману Гончарова.
Обломов, конечно, любил лежать, но вряд ли ему понравилось бы прокрустово ложе. За более чем сто лет своей жизни Илья Ильич уже сам может выбирать, кому и каким нравиться и не нравиться. Кажется, он с нами играет. Впрочем, театр – и есть подходящее место для таких игр.
Обломова в новом спектакле играет Денис Верягин, которого публика знает по ролям энергичных молодых людей в «Трехгрошовой опере», в «Продавце дождя», в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше».
По словам молодого актера, Обломов ломает его изнутри. Чуть позже режиссер начал репетировать еще с одним Обломовым – Владимиром Кустарниковым. Тот пришел не репетицию, уже зная весь текст роли, говорит, выучил, лежа на диване. К премьере готовятся два Штольца Ярослав Андронов и Антон Комичев, две Ольги – Юлия Ильина и Екатерина Позднышева.
Кроме того, театр драмы подготовил акцию – всех ульяновцев и гостей города, обладателей фамилии Гончаровы, приглашают на премьеру «Обломова» 28 и 29 апреля бесплатно.
Вообще «Обломова» в Ульяновске ставят не впервые, 30 лет назад на сцене театра драмы шел замечательный спектакль «Сны Обломова» в постановке Анатолия Азаревича. До сих пор артисты Борис Александров, игравший Илью Ильича, и Геннадий Родионов, исполнявший роль слуги Захара, каждый год разыгрывают сценки на гончаровские темы в Музее Гончарова. Там сохранился макет спектакля, выполненный художником Анатолием Клименко. Главными персонажами сценографии были диван и карета, никуда не впряженная и никуда не едущая, что-то вроде гоголевской птицы-тройки с вечным вопросом: куда несешься ты? Теперь Геннадий Родионов опять станет Захаром в новой постановке – 30 лет спустя. Про то, как менялся его персонаж от века к веку, от режиссера к режиссеру, говорить не хочет. Приглашает на новый спектакль, мол, смотрите сами. В том, «старом», спектакле Ольгу Ильинскую играла Юлия Ливанова, жена Игоря Ливанова, когда-то они оба служили в Ульяновском театре драмы. Как-то летом Юлия с дочкой поехали в отпуск, Игорь должен был присоединитьсяк ним позже. Но встречи не случилось, в страшной катастрофе обе погибли.
Вскоре Игорь Ливанов, с трудом переживший смерть любимых, уехал из Ульяновска. Теперь мы видим актера только на киноэкране.