Настоящая битва амбиций ждет Ульяновск в текущем году.

Интервью с ведущим ульяновским политтехнологом Дмитрием Ежовым.

С приближением выборов в информационном пространстве города возрастает активность. Мы снова становимся свидетелями информационных баталий. Об основных игроках на политическом поле города, о том, что следует ожидать от предстоящего политического сезона, мы разговариваем с директором агентства «Паблисити», самым известным ульяновским политтехнологом Ежовым Дмитрием Петровичем.

Справка.

Один из 2-х представителей Ульяновска в справочнике «Кто есть кто в российском PR», подготовленном редакцией журнала “Советник” и Порталом Sovetnik.ru изданном российским издательством бизнес-литературы “Альпина Бизнес Бук” М 2006. Единственный топ-менеджер избирательных кампаний из Ульяновска. Директор PR-агентства «Паблисити».

«Паблисити» работает на рынке с 1998 года, единственная из ульяновских и самарских структур присутствует в ежегодных рейтингах российских PR-агентств, провидимых журналом «Советник» и исследовательским центром «Ромир» и стабильно входит в 70 крупнейших (в номинациях бизнес- и политPR). При том, что 50 из них – из Москвы и Петербурга.

Дим, ты буквально месяц назад вернулся из командировки в Ставрополье. Битву «ЕдРа» и «эСэРов» в этом регионе освещали все федеральные каналы. Что-нибудь добавишь?

Ставрополь – город в 2 раза меньше Ульяновска, но последние выборы там были на порядок интереснее, чем любые ульяновские. 2 причины: проходила репетиция осенних выборов в ГД и, основная: со старой элитой в лице Черногорова и стоящей за ним ЕР столкнулась молодая и агрессивная команда новой элиты в лице Кузьмина и Уткина. Жесткость и профессионализм этой команды, готовность идти до конца – эти качества привели к такому ошеломляющему и беспрецедентному пока по России успеху (СР-38, ЕР – 24% голосов).

В целом работать с людьми, понимающими происходящие процессы и готовыми рисковать ради победы всегда очень приятно. Выборы – это политика, это война. А любая война требует качеств воина, риска. Это увлекает. В итоге все вовлекается в соревнование как знаний и интеллекта, так и внутренних качеств – готовности рисковать, мгновенно принимать решение и брать на себя за них ответственность. И даже физической подготовки – без спорта прожить 1-2 месяца в режиме дэдлайна, когда без выходных 14-18 часов работы, просто невозможно.

А говорить о конкретике – приходи в гости, покажу материалы. В целом есть на что посмотреть, кампания была очень яркой.

Спасибо, буду. Немного о «кухне». Профессия «PRщика» обросла многими домыслами. Рассажи о своем понимании, характере реальной деятельности, проблемах.

Мне больше нравится термин «гуманитарный технолог», это лучше отражает суть. А вообще мало кто понимает роль и потенциал этой профессии. И это проблема и федерального и регионального уровня. В ходе образования, я прослушал курс Алексея Ситникова и задал ему вопрос о значении «Фабрик мысли» в сегодняшней России. Он огорчил, хотя ничего нового я не услышал. Ситников, а это легенда, сказал, что все работы сегодня по большому счету востребованы в основном в режиме выборов, а любые стратегические проекты ведут либо энтузиасты, либо проплачиваются с Запада. А ведь постоянная осознанная информационная работа избавила бы страну от многих потрясении. Это про «большой счет».

А «по малому», чаще всего ключевая проблема в ходе конкретной кампании – это сопротивление местных, твоих коллег по штабу. Ведь это люди, который работают с кандидатом много лет, зачастую просто его близкие люди. Но в режиме командировки решить эту проблему бывает легче, чем дома, там кандидат принял решение о приглашении специалистов, платит им серьезные деньги и всегда можно апеллировать к нему напрямую. В Ульяновске мне как «местному» бывает много тяжелее. Гуманитарные технологии – такая сфера деятельности, в которой специалистом себя считает любой журналист просто потому что, выдам стандартную цитату: «такую же статью и я написать могу».

А это не правда?

Правда. Но дело не в этом. При нормальной организации кампании, что бывает крайне редко, так и должно быть. Журналист пишет, дизайнер верстает, полевик организует людей. А руководитель кампании определяет стратегию, принимает решения и держит все многочисленные ниточки в одной руке. Но так бывает крайне редко по тысяче причин, обычно лежащих в сфере «человеческого фактора».

Вернемся на Родину. У нас скорее всего основная интрига тоже будет завязана на конкуренцию ЕР и СР. Можно здесь провести какие то параллели со Ставропольем?

Можно. Я не поклонник ЕР как очень неповоротливой и статичной структуры, поэтому скажу, что сравнение не в нашу пользу. Такого результата как в Ставрополе не будет точно. И тоже все замкнуто на лидеров. Не сказать что ситуация прямо таки обратная, но… Морозов сильный политик, более агрессивный и, харизматичный, чем местная верхушка СР. То что его оставили до выборов «на регионе» – плохой знак для «эСэРов». Уже сейчас началось давление, к осени оно достигнет апогея – готова ли к этому местная СР, не уверен. Николай Петрович Доронин при всем уважении больше бизнесмен, чем политик. Такого столкновения двух команд как в Ставрополье у нас быть не может – медведь растопчет. Ну и нельзя забывать, что в большей или меньшей степени рядом с обоими игроками стоит небезызвестный самарский напиток, который с высокой степенью успеха попытается разыграть «конфликт» так, как будет удобно ему. Однако, учитывая амбиции федералов, которые ставят деятельности провинциальных остатков российской олигархии все более серьезные пределы, нас ждет столкновение очень серьезных сил.

О «напитках». Кто из местных игроков играет сегодня самостоятельную роль на политическом пространстве города?

Больная тема. Самостоятельные фигуры, к сожалению или слабы или не очень адекватны. И нет смысла здесь говорить о том, что Горячев или кто-либо еще не воспитали в свое время лидеров. Просто Самара мощнее на порядок, а в политике слишком большую роль играют деньги. Отсюда – что имеем. Ермаков – фигура самостоятельная, но продолжать разговор о нем просто не хочется. Я редко понимаю, чем мотивирован тот или иной его поступок (например, назначение Ионовой на должность Мороковой). О внятной информационной стратегии речь не идет в принципе.

Володарский – как о политике, о нем говорить уже вряд ли можно, как впрочем, и о его газете состоящей из набора вырезок из Интернета. Потолок достигнут. Деньги понятно, но вряд ли ему стоило останавливаться на формате чиновника – это не его, и в итоге его там съедят.

Герасимов – человек жесткий и вполне в том масштабе, в котором можно стать консолидирующей фигурой – противовесом иногородним. Проблема – слишком много врагов среди местных. Фактически одиночка, а для политика, который смотрит в будущее это неприемлемо.

Горячев – слишком мало ресурсов чтобы говорить о самостоятельности, только в рамках каких то коалиций. Кто еще? С интересом смотрю на Майера в свете их конфликта с ушедшим Большаковым.

ГорДума – просто сборище более или менее успешных коммерсантов, если продолжать о них – просто нарвусь на иски. Об одном можно сказать уверенно – самый успешный из этой коммерс-команды – спикер Гвоздев достиг своего потолка, как и подавляющее большинство его коллег-депутатов. Может, кто-то из них дойдет до ЗСО, но смотреть на эту команду в их дележе извините бабла просто неприятно. На Улпрессе делали расследование по Эдвардсу (см. http://ulpressa.ru/?section=2&newsid=14287), постоянно на глазах скандалы с молодежью из мусорного Экоинкома – я думаю это все только вершины айсберга из «деятельности во благо простых горожан».

Интересно как организуют к выборам работу местной ЕР – пока организация структурно очень слаба.

Желаю успеха эСэРам, как новой и молодой команде, но там свои проблемы, о которых уже говорили.

Слабо, но надеюсь, что проявятся новые сильные харизматичные фигуры.

Каким ты видишь свое участие в предстоящих процессах?

Пока никак. В Ульяновске слишком низкий принятый уровень оплаты. В смысле принято платить копейки. Работать просто не интересно. Называешь какие то суммы в 2-3 раза меньшие чем при работе в других регионах, люди делают круглые глаза и приглашают знакомого журналиста с соответствующим результатом. Если выйдем на какой то структурный стратегический уровень – будем думать. В Ульяновске в целом очень низкая профессиональная культура как самих технологов (точнее тех, кто себя так смеет называть), так и понимания характера их работы в целом. Поволжье в целом как то выключено из общего политтехнологического рынка труда, живет «само в себе». После работы с Имидж-Контактом, ФЭПом и другими менее известными, но не менее от этого профессиональными командами просто не вижу смысла «конкурировать» с местными. Это не конкуренция – это уровень заказчика. Хочется, конечно, сделать что то красивое – как наш блок «Коммунисты», прогремевший в свое время на всю страну. В общем если буду в городе – просто поработаю «для души», помогу тем, кого уважаю. И против тех, кого не уважаю. А по деньгам – интереснее заниматься бизнес-проектами, в том числе в сфере PR. И надеюсь дописать диссертацию.

Многие связывают твое имя с так называемым «черным PRом». Как ты это прокомментируешь?

Черный – это незаконный. За такое берутся только случайные люди, нацеленные на быстрый заработок. А в Ульяновске… Я уже говорил о уровне местной профессиональной культуры, отсюда и проблемы. Вспомните, даже в «открытых» проектах – там, где мы работали – мы работали жестко и эффективно (вспомнить хоть тех же «Коммунистов»). Для дилетантов это непонятно – и начинаются разговоры про «черный PR». Это приметы примитивного мифологического сознания – где не понимают, объясняют чем то выходящим за рамки, «волшебством». Ну и плюс врагов конечно немало накопилось. Наверное, это конечно, плохо. Но мои враги – люди, которых я и хотел бы видеть только врагами. С адекватными и достойными людьми общий язык рано или поздно находим.

Многие говорят что эпоха выборов заканчивается. Как ты видишь перспективы профессии?

Выборы – только часть большой работы и часть далеко не основная. Повторюсь: лично мне интереснее развивать бизнес-проекты. А то, что заканчивается… Я участвовал в той или иной роли более чем в 40 кампаниях, но в целом придерживаюсь традиционалистской точки зрения что любые выборы – это зло. Небольшой пример. Я выбирал мэра небольшого городка, настоящего профессионала, человека который ушел из бизнеса ради работы и стал получать примерно в 50 раз меньше (это правда – вся информация была у меня на руках). Человек отработал 5 лет по 14 часов в день, по настоящему изменил небольшой городок и без минимальной информационной работы. За месяц до выборов приходит почти авантюрист, вбрасывет 12 тиражей газеты в которых расписывает Нью-Васюки и на встречах обещает раздавать людям жилье. Наш кандидат просто плакал, недоумевал: ну я же столько для них сделал, как они могут верить этому бреду! Мы едва вытащили этот проект, победили полным напряжением сил в несколько процентов.

Выборы это время, когда элита вынуждена прогибаться, не скажу что перед люмпенами, но перед людьми, компетенции которых на 15 порядков ниже, разговаривать на их языке. В итоге это не конкуренция по профессиональным или даже человеческим качествам, это конкуренция виртуальных муляжей, которые создают пиарщики и которые существуют только на время этих выборов.

Моя самая большая надежда как простого гражданина – это сильные федеральные структуры, это Путин. Путин вернул России правильное восприятие власти как силы, как ответственности одного в итоге человека. Управленцев нужно назначать. Выборы останутся за законодательной властью и этого достаточно. Ну а за профессию можно не беспокоиться.