Приобрести усилитель и колонки серии Hi-Fi в советские времена можно было «всего» за 925 рублей

Наша рубрика «Обратно в СССР» пришлась читателям по душе. Люди с удовольствием вспоминали свое прошлое. Читатели не только присылали отклики по обычной и электронной почте, но и приносили в редакцию «своими ногами». В результате у нас появился своеобразный архив, утаивать который просто нельзя!

Шелковый галстук – жуткий дефицит

– Я очень обрадовалась, что вы ждете от читателей истории о советском прошлом, – пишет Тамара Евдокимова из Ульяновска. – Появился еще один шанс «вернуться» обратно в СССР. Хочу вспомнить время, когда я была пионеркой. Помню, в эту организацию принимали только тех, у кого не А было двоек и было примерное поведение. Кроме того, нужно было назубок знать «Торжественную клятву

юного пионера». В 50-е годы это являлось обязательным условием. Кстати, галстуки в те времена были из красного сатина. Когда их разглаживали утюгом, кончики, «частички красного знамени» сворачивались в трубочки. Тем, у кого галстук был дефицитный шелковый, мы жутко завидовали. Причем раньше для этого пионерского атрибута выпускались специальные металлические зажимы. Завязывать галстуки узлом начали в 60-е годы.

Каждый класс был пионерским отрядом. Он делился на звенья. Как и у военных, у нас были знаки отличия. Председатель совета отряда носил нашивку на рукаве – две красные полоски. Звеньевой – одну.

Жили мы интересно. Ни одной свободной минуты не было. Частенько проводили конкурсы, литературные диспуты, утренники, концерты, субботники. Сажали деревья и цветы, помогали пожилым людям. А на лето уезжали в

пионерские лагеря. Там было еще интересней: походы, спортивные соревнования, художественная самодеятельность… Утром и вечером проводились торжественные линейки с поднятием государственного флга под звуки горна и барабана. Очень красивое зрелище.

А как проходили пионерские костры!.. Языки пламени, казалось, взвивались до самого неба. Все заворо¬женно смотрели на улетающие во тьму светящиеся искры. Взявшись за руки, пели песни. Такие события не забываются.

Нынешнему «непионерскому» поколению в этом отношении не повезло. Боюсь, им и вспомнить будет нечего.

За «Греческую смоковницу» сажали

– Никогда не забуду первое посещение видеосалона, – пишет читательница «КП» Татьяна Дорони¬на. – В 1987 году мы с моим будущим мужем отправились отдыхать по путевке в пансионат под Чебоксарами. В культурной программе было запланировано посещение местного видеосалона. Вот там-то я и посмотрела первый в своей жизни эротический фильм – «Греческая смоковница». А спустя некоторое время узнала, что ребят, крутивших запрещенную «клубничку»… посадили! Кстати, тогда до¬сталось многим видеопрокатчикам страны. И несчастная «Греческая смоковница» чаще всего фигурировала в обвинительных документах. Сейчас-то об этом вспоминать смешно: на телеканалах даже днем можно увидеть фильмы покруче…

Никогда не забуду и свой первый ужастик. В 1989 году мы с супругом отправились в видеосалон, который находился в рабочем общежитии. В маленькую комнату набилась куча народа. Показывали фильм про мертвецов. Как мне было страшно! Я спряталась за плечо мужа и, замирая от ужаса, одним глазком смотрела шокирующие сцены. Некоторые из них до сих пор помню в деталях.

АВВА распределялась через райкомы КПСС

В начале 70-х годов прошлого века благосостояние советского народа, благодаря титаническим усилиям партии и правительства, значительно выросло, пишет Андрей Соколов. – Чтобы утолить растущий спрос, наша оборонка наладила выпуск звуковоспроизводящейи даже звукозаписывающей аппаратуры. Катушечные стереомагнитофоны «Нота» , и «Маяк» стали культовой вещью во многих советских семьях. Но верхом благополучия были стереокомплексы: катушечный магнитофон, желательно «вертикалочка», проигрыватель грампластинок, тюнер – УКВ радиоприемник, коммутатор, усилитель низкой частоты и стереоколонки. Причем чем все это габаритнее, тем лучше. Не отставал в этом отношении и Ульяновск. На прилавках местных магазинов появился суперусилитель «Амфитон» из серии «Hi-Fi», укомплектованный датско-индийскими колонками «Peerless». Группа энтузиастов конструкторы и технологи ульяновского ордена Ленина механического завода создали хорошую и по параметрам, и по дизайну бытовую стереоаппаратуру. Приобрести усилитель и колонки можно было «всего» за 925 рублей. Трех-, четырехмесячную зарплату непьющего станочника четвертого разряда. Так воплотилась в жизнь пожелание Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Совета обороны маршала-орденоносца Леонида Брежнева. Дорогой товарищ Леонид Ильич «посоветовал» предприятиям оборонного комплекса производить не только самоходные зенитные комплексы и ракеты средней дальности, но и товары народного потребления.

Но как было положено в те времена, «имелись отдельные незначительные недостатки». При терпимо скудном обеспечении советского народа магнитофонами и магнитофонной лентой (вплоть до ГДРовской ленты «ORWO»), снабжение записями, да и грампластинками оставляло желать лучшего. Политически грамотный и идеологически подкованный советский обладатель магнитофона никак не желал обзаводиться музыкальным архивом из произведений Шуберта, Моцарта или Дунаевского-старшего. Обыватель упрямо желал Высоцкого или Аллу Пугачеву, не говоря уже о Челентано, ABBA, Smokie, Beatles, Baccara и иже с ними.

Грампластинки с той же бедной АВВА, выпущенные на «Апрелевке», втихаря распределяли через райкомы КПСС и райторги. Можно было еще записать музыку с телевизора. Но в телепередаче «Мело¬дии и ритмы зарубежной эстрады», например, в текст песен нагло вставляли речевые комментарии дикторов. Как бедняги страдают там, на загнивающем Западе…