Недавно в жизни знаменитого артиста Ульяновского областного драмтеатра произошло сразу два значительных события – 40-летний юбилей творческой деятельности и представление к званию «Народного». Своими мыслями о путях развития современного актерского искусства и его влиянии на общество он согласился поделиться с нашим корреспондентом.

Артист классической школы, мастер перевоплощения, прекрасный партнер по сцене и просто очень хороший человек… Вот лишь самая сжатая характеристика, которую можно дать Алексею Дурову (на фото). Для нынешних зрителей он – Карри в «Продавце дождя», хозяин в «Очень простой истории», Панкрас в «Полоумном Журдене». Аудитория постарше помнит его комиссара в «Лошади Пржевальского», Якова в «Деле Артамоновых» и десятки других больших и малых ролей, в том числе в спектакле «Сны Обломова» с молодым Игорем Ливановым. Оно и неудивительно – ведь Алексей Данилович начал работать в нашем театре еще в далеком 1966 году, сразу после окончания Гитиса имени Луначарского, где он учился на курсе легендарных Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова.

– Вообще, мне предлагали остаться в Московском театре юного зрителя, – вспоминает Дуров. – Но когда я после школы работал плотником, получил травму лица, и для работы в ТЮЗе пришлось бы делать пластическую операцию. Потому согласился на предложение тогдашнего ульяновского режиссера Алексея Образцова. И до сих пор не жалею. Первая моя роль здесь была в спектакле «Игла и штык» о том, как красноармейцы решили сшить шинель для Ленина, – продолжил рассказ Дуров. – Играл портняжку Семена. Позднее была главная роль в «Любови Яровой».

Но особенно запомнился артисту спектакль «Дело Артамоновых» по повести Максима Горького, где он играл младшего сына крупного промышленника – Якова.

В этом произведении замечательно показан драматизм ситуации начала прошлого века – деградация молодого поколения. За основу сюжета взята судьба семьи Демидовых. Если отец, стоявший у истоков семейного дела, всячески радел о его расширении и укреплении, старший сын старался сохранить, хотя и не привносил ничего нового, то младший оказался настроенным лишь на то, чтоб поскорее получить прибыль. И неважно, каким способом, даже ценой гибели своих рабочих. Актуально на все времена.

– Нечто подобное творится в обществе и в наши дни, – с горечью рассуждает актер. – Никогда не думал, что деньги могут так всем застить глаза. Когда учился на актера, мне многие говорили, что дело это не прибыльное. Иди, мол, на стройку – куда больше заработаешь. В самом деле, начинающий артист получал тогда 85 рублей в месяц. Но я не мерил искусство деньгами. Так же рассуждают все, кто когда-либо пришел в театр. У нас есть уборщица, которую как-то пригласили на куда более высокооплачиваемую работу. Ушла, но потом вернулась – не смогла без театра. Ведь у него есть живая душа.

Но возникает резонный вопрос: раз уж всем сейчас правят деньги, не погубят ли они театр? Ведь в том виде, в котором он существует, его трудно назвать экономически выгодным.

– Думаю, театр выживет, хотя и изменится, – ответил Дуров. – Само собой разумеется, что в нем сохранятся классические корни, но появятся и более коммерческие черты. Главное, чтоб это органично сочеталось.

Самому-то артисту, конечно, интереснее играть в классических постановках, по произведениям Шекспира и Островского.

– Это театр страстей и настоящей жизни, – комментирует он. – Особенно это заметно в русской классике. К сожалению, среди нынешних драматургов таких мастеров нет. А там – все персонажи очень характерные. Произведения не теряют притягательности и в наши дни, вдобавок молодые актеры привносят в них современные нотки.

– А любимая роль у вас есть?

– Да они все мне как дети. В каждой из своих ролей я стараюсь выкладываться целиком и полностью, доходить до самых глубин воплощения образа. Все мои персонажи очень разносторонни, изменчивы. Скажем, хозяин в «Очень простой истории» Марии Ладо вначале предстает эдаким деспотом в своей семье. Тверд, всеми командует, ненавидит своего соседа-пьяницу и его сына, от которого беременна его дочь. А ему просто нельзя иначе, ведь он вынужден карабкаться, чтоб обеспечить семью, удержать хозяйство на плаву. Но как он меняется, когда рождается внучка! Берет ее на руки, улыбается, и зрители видят, что он очень добрый человек. Подобную роль с перевоплощением я играю в «Дикаре» (Ролан-управляющий, старый лис – Д.С.) и в «Обломове», который сейчас репетирую. Там я Мухояров – жестокий подхалим, мечтающий женить Обломова на своей племяннице. Роли разные, но яркие, эмоциональные и запоминающиеся зрителю.

– Что ж, придем на премьеру, посмотрим. А не тяжело бывает годами играть одних и тех же героев?

– Нельзя дважды сыграть одинаково, как нельзя дважды войти в одну реку. Каждый раз стараешься внести что-то новое, импровизировать. Конечно, со временем появляются определенные штампы. Главное – умело ими пользоваться!