Политика государства ориентирует на сбережение народа. Поэтому молодежь агитируют рожать, спасать демографию. Даже сулят за детей деньги, призы и подарки.

Оправдан ли такой подход к делу, пойдет ли он России на пользу? Об этом – наш разговор с заведующей Управлением ЗАГС аппарата правительства Ульяновской области Людмилой Тихоновой. И разговор получился непростой.

– Людмила Ивановна, сейчас так много говорят об улучшении демографической ситуации, о повышении рождаемости. Насколько действительно серьезные изменения произошли? Уж в вашем-то ведомстве каждый появившийся на свет сосчитан.

– В первом квартале 2007-го по сравнению с тем же периодом прошлого года родилось на 130 ребятишек больше, причем рождаемость выросла в большинстве сельских районов. Еще один хороший показатель: из числа этих детей треть родились вторыми и третьими в семье.

– Повышение рождаемости упорно связывают с инициативами правительства, выглядит это, мягко говоря, неубедительно.

Только в прошлом году президент России в послании к Федеральному Собранию определил вопросы демографии как первоочередные, а молодежь, получается, сразу под козырек взяла. В прессе такую «сверхготовность» окрестили бэбибумом. А дело-то, наверняка, в абсолютно естественных процессах: рожает сейчас многочисленное поколение восьмидесятых, время их пришло. И тут уж благодарить надо не правительство, а тех, кто рожал лет 20-25 назад и по двое, и по трое детей.

– Ну, так ведь это замечательно, что в восьмидесятые годы был подъем рождаемости и эта молодежь сегодня, в эти «бэбибумовские» времена, производит детей на свет. Главное, что эти малыши уже родились, они растут. Ведь для того, чтобы они стали полноценными жителями страны, которые что-то могут для нее сделать, потребуется, как минимум, 19-20 лет.

И, конечно, я приветствую инициативы правительства и убеждена в их эффективности. В прошлом году только благодаря акции «Роди патриота» в Ульяновской области появилось на свет 45 малышей. Полтора класса! Кто-то эту акцию ругал, кто-то говорил, что не теми методами надо действовать, но ребятишки родились, и они растут.

– Как-то неправильно рожать детей под акции или под подарки. Хочется верить, что все эти дети были осознанно запланированы и желанны, то есть их собирались родить в любом случае, независимо от акции. Если следовать этой логике, то родилось детей ровно столько, сколько и должно было родиться. Разве не так?

– Но ведь акция «Роди патриота» не ограничивается призывом рожать и обещанием подарков. Начиная с 12 сентября прошлого года, когда была объявлена уже вторая по счету акция, с молодежью работали священники, врачи. Они пытались понять, чем те живут, как относятся к отцовству и материнству, говорили с ними, давали им медицинские консультации, убеждали. Это осознанный и серьезный шаг власти, и он дает свои плоды: в этом году в акции участвует уже 526 женщин.

Беспокоимся теперь, как у нас получится в эти дни в роддомах. Столько рожениц! Переживаем за них: каждая женщина у нас под контролем, все прошли курс витаминизации, обследование, нуждающиеся получают продуктовые наборы… Я верю, что внимание к этим женщинам не ограничится рамками акции. На днях мне звонил глава Майнского района, там 27 женщин готовятся стать мамами. Для него это радость, событие, к которому он готовится! Я была в женских консультациях Ульяновского и Цильнинского районов, видела, как работают там врачи.

Одна с гордостью говорит: «Пять будущих мам точно мои, я их убедила».

– Людмила Ивановна, получается, кто родит в рамках акции, того власть под руки ведет, а те, кто поторопились, могут и на обочине оказаться. Я сама писала о молодой семье, в которой в начале 2000-х годов родились три девочки, здоровые, хорошие. Казалось бы – вот достояние области. Семья эта сегодня чудом держится…

– Это несправедливо. Тем, кто родил раньше, тоже нужна поддержка и помощь. Надо, чтобы у чиновников хватало времени заниматься и этими семьями. Да, я согласна: внимание, которое уделяется молодежи в рамках акции, должно быть постоянным и охватывать всех. Мы об этом говорим, к этому нас и ведет губернатор. Но пока в условиях акции мы все вместе проходим эту школу. Надо постепенно готовить молодежь к мысли, что она обязана оставить после себя племя. Иначе, я повторяю, произойдет катастрофа…

Недавно смотрела в новостной программе сюжет о бунте в Париже.

Произошел какой-то конфликт обидели эмигранта. Начались погромы, стычки с властями. В итоге эмигранты заявили власти, что Париж после войны отстраивали они, потому что коренного населения в Париже – всего-то семь процентов. Семь процентов, вдумайтесь! Если ничего не изменится, мы придем к тому же.

На наши исконные земли придут народы, которые хотят рожать и будут. А мы окажемся в остатке…

– Это очень убедительный аргумент, но, согласитесь, что молодые родители должны быть не только энтузиастами, но и ответственными людьми. И когда они оценивают свои возможности, результат часто не в пользу идеи рожать.

– Ответственность должна быть, это точно. Но ведь и по-другому на ситуацию можно посмотреть. Недавно говорила со стариками, они вспоминают, как тяжело им было в войну, гораздо тяжелее, чем нынешней молодежи. А детей рожать не боялись и чужих брали на воспитание.

Сегодня многие молодые женщины не в таком уж плохом положении. Родители у них еще в силе и готовы помогать, молодые мужья могут работать. Если надо, то могли бы работать и не на одной работе. Но вместо того, чтобы «упираться», молодежь предпочитает вечером собираться по нескольку пар вместе и идти пить пиво… Нет у молодежи позиции серьезной, продуманной, совестливой. Я, конечно, не обо всех говорю, но очень многие хотят от этой жизни только денег, причем много и сразу. Кто-то только и делает, что критикует государство: этого для нас не сделали, того не сделали, и мы не будем делать. Этим же, кстати, страдают многие западные и вполне благополучные страны. В том же Париже рожают меньше, чем у нас.

Значит, не только в экономические проблемы дело упирается, а в жизненную позицию.

– Вы верите, что нам удастся то, что не удалось благополучной Европе? Я имею в виду – переломить потребительское отношение к жизни, такое модное сейчас.

– Если бы я не верила, была бы просто преступницей. Вы знаете, моя работа, информация, которая через меня проходит каждый день на протяжении десятилетий, позволяют мне совершенно по-особому смотреть на процессы рождения и смерти. То, что с россиянами происходит, – страшно: мы уходим. Поэтому я радуюсь каждому рожденному малышу, радуюсь тому, что правительство определило для себя вопросы рождаемости как главные.

Что бы вы ни говорили, но я-то вижу, как серьезно власть относится к вопросам демографии в нашей области. Вижу, как важна эта проблема лично для губернатора, и буду поддерживать все его идеи, нацеленные на сохранение и приумножение населения нашего региона. Подарки и призы – далеко не главное в акциях. Главное – общее дело, которое приближает молодое поколение к открытию простой истины: дети – это всегда радость, огромная, невероятная. В роддомах я видела глаза счастливых молодых мам. Причем такие глаза были и у тех, кто рожал без мужей. И еще очень часто вспоминаю дом одной молодой семьи.

Пока это только комната в общежитии. Но парень, молодой отец, так эту комнату оборудовал, так все удобно там устроил! А его жена какими пирогами нас встречала! И все у них крепко, хорошо, благополучно. Она хозяйка отменная, он на двух работах успевает. Детей хотят еще родить, любят друг друга. Смотришь на них и понимаешь: вот оно счастье.

P.S. Наш разговор с Людмилой Тихоновой состоялся на следующий день после Радоницы, дня, в который православные поминают умерших. Поэтому за рамками интервью о проблемах рождаемости мы продолжили развивать тему демографии в другом аспекте. Людмила Ивановна сказала, что в прошлом году число умерших в нашей области значительно уменьшилось по сравнению с 2005 годом – на 1028 человек. Подтверждение тому – количество выписанных гербовых бумаг, так что тут все точно. Еще выяснилось, что в нашей области – более семисот кладбищ. На северном кладбище только дорог пятьдесят километров, а похоронено там 138 тысяч человек. Есть в городе еще три крупных погоста – на Майской горе, Архангельское кладбище и некрополь на улице Карла Маркса, которому 130 лет. Людмила Ивановна попросила через газету напомнить всем нашим землякам: сейчас, вплоть до 9 мая, идут дни памяти ушедших поколений, время, когда необходимо навестить дорогие могилы и позаботиться о чужих, забытых захоронениях…

Когда разговор завершился, Людмила Тихонова пригласила корреспондента «СК» в святая святых Управления ЗАГС – хранилище. Там на бесконечных стеллажах – старые метрические книги и современные, с надписями на корешках: «Год такой-то. Смерть» или «…Рождение». На полках, где будут храниться книги последнего десятилетия, корешков с пометкой «смерть», получается, должно быть в два раза больше. А дальше…