ВЧЕРА в органы власти, СМИ и федеральный Центр охраны дикой природы была направлена резолюция «круглого стола», прошедшего в Ульяновске накануне в рамках международного «Марша парков».
Во всем мире в эти дни проходят акции в защиту особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – национальных парков, заповедников. Ульяновский национальный парк «Сенгилеевские горы» только предстоит создать, хотя еще два года назад правительство страны заявило: парку быть. Но как соотносится с этими планами объявленная властями Сенгилеевского района новость о том, что на территории будущего парка будет построен еще один цементный завод?
Разумеется, жители района стали протестовать. Без малого семьсот их подписей собрано под обращением в Общественную палату Ульяновской области. «Люди встревожены, – говорится в обращении, – что природа Сенгилеевского района: чистый воздух, родниковая вода, которой пользуется без хлорирования весь район, чистые речки, где еще сохранилась форель, леса и лесостепь с краснокнижными представителями флоры и фауны – будут безвозвратно загублены».
По словам главного эколога Ульяновска Андрея Салтыкова, Сенгилеевские горы недаром называют «ульяновской Швейцарией».
– Но когда в Швейцарии – в начале прошлого века – заработал национальный парк, здесь заработал первый цемзавод, съедающий наши горы, – говорит Салтыков. – Потом появился Новоульяновский цемзавод, и остался критически малый участок, пока еще способный самостоятельно воспроизводить природный комплекс. Другого подобного места, отвечающего всем критериям национального парка, в области просто нет.
Районные чиновники не отрицают, что есть договор о намерениях с «Мордовцементом», однако о подробностях говорить отказываются.
Депутат районного совета Валентина Пушистова рассказывает, как на встрече граждан с главой района ей даже не дали возможности задать вопросы.
– Мы хотим знать, что же планируется на самом деле, – сказал известный ульяновский орнитолог Олег Бородин. – Официально нам не сообщают, а кормиться слухами нехорошо.
Экологи подозревают, что в своем желании построить цемзавод некоторые чиновники пытаются провести подмену понятий и вместо федерального национального парка создать природоохранную зону регионального значения, что позволит, если надо, корректировать ее границы.
– Раз Москва тянет с созданием национального парка, губернатор предложил подумать о со¬здании региональной ООПТ – в тех же границах и с теми же правами, – пояснил Вячеслав Кублик, председатель областного комитета по лесным ресурсам, недрам и водопользованию.
Но тут выясняется, что дело не в Москве: методист областного экологического центра Максим Корольков связался с федеральным Росприроднадзором, где ему ответили, что процесс создания нацпарка не движется, поскольку областные власти пока так и не предоставили необходимые документы.
Строительство нового завода или даже увеличение, как было обещано, в десятки раз мощности существующего завода несовместимы с процессом создания ООПТ. Но, с другой стороны, цемент – хлеб строительной индустрии, дефицитный и дорогой материал, а «свежим воздухом, – цитата из высказывания главы Сенгилеевского района, – и красотой сыт не будешь». Вот и представитель областного управления Госэкоконтроля Владимир Епишин, противореча должностной инструкции, во главу угла ставит проблемы не экологические, а социальные:
– В поселке Цемзавод люди бедствуют, и они заинтересованы в рабочих местах!
Контраргумент экологов – национальный парк может принести области не меньше выгод, в том числе и по части рабочих мест.
Словом, на Сенгилеевских горах сошлись две взаимоисключающие концепции.
– Какая из них победит, зависит от позиции губернатора, – отметил главный эколог Ульяновска.