27 апреля одна из самых известных женщин нашего города – художественный руководитель Ульяновского театра кукол Людмила Гаврилова отметит тройной юбилей. Свой день рождения, 40 лет творческой деятельности и 20-летие работы в нашем «храме культуры». Сложно поверить, но Людмила Михайловна поставила целых сто спектаклей! И 60 из них – в ульяновском театре.

– Откуда у вас такая любовь к куклам? – Мои родители не были связаны с искусством: отец – летчик-техник, мама – медсестра. Но рядом с нашим домом была балетно-танцевальная студия. С восьми лет меня туда отдали. Родные решили, что танцы – мое будущее. Но в I960 году в Горьком, где мы жили, открылось театральное училище. И после восьмилетки я поступила туда. Причем не успевала попасть в основной набор, на драматическую кафедру, поэтому пошла на кукольное отделение.

– Помните свой первый спектакль?

– У меня была очень симпатичная роль в постановке «Вредный Витамин». Я играла Петечку, мальчика из пионерского лагеря, который не хотел есть витамины, а потому заболел. В 1966 году нашу группу направили в Кишиневский республиканский театр кукол. Полтора года работали, ездили по всей Молдавии с «Вредным витамином». А затем руководство театра посчитало, что у меня есть особые таланты. И меня начали вводить в «большие» постановки. Предложили роль Скомороха. За нее я получила диплом первой степени на конкурсе творческой молодежи.

– А как из актеров вы «переквалифицировались» в режиссера?

– Главный режиссер Кишиневского театра после двух лет моей работы заметил у меня вот такие способности. Роли я свои выстраивала сама. И я прямо с гастролей из Волгограда полетела поступать в Ленинградский Большой театр кукол. Тогда у меня уже был маленький сын. Но родители сказали – если ты поступишь, мы поможем. Так и случилось. Пять лет проучилась. Преддипломную практику проходила в Курске. И опять помог случай – главного режиссера театра забрали в армию, и мне пришлось, помимо двух своих спектаклей, курировать весь репертуар театра. – Говорят, что с Юрием Семеновичем Копыловым вы познакомились именно там…

– Да, он учился на драматической кафедре. В одно и то же время поступали, в один поток. Начали тесно общаться, когда проходили «стажировку» на капустных и картофельных полях. А потом увлечение переросло в серьезные чувства. В 1977 году мы поженились.

– Как вы попали в Ульяновск?

– Так получилось, что мы с Юрием Семеновичем практически во всех городах, где жили, были режиссерами в теа трах – в Красноярске, Орле, Владимире… 20 лет назад нам предложили на выбор – Вильнюс, Ростов-на-Дону, Калининград и Ульяновск.

– Почему же выбор пал именно на наш город?

– Стояла чудесная осень. Мне так понравился Ульяновск, великолепная Волга… Да и внешний облик самого театра кукол привел в восторг.

– Что было в театре до вашего приезда?

– Чехарда с режиссерами! А когда труппа остается без художественного руководства, репертуар набирается спонтанно, без смысла, только чтобы получить три рубля за билет. Это приводит к деградации. Само здание с 1944 года капитально не ремонтировалось. Начали сыпаться стены, обваливаться потолки… Сцена была очень неудобной – зрители сидели в операционном зале (это же бывшее здание земельного банка), на сцене стояли две колонны. В те времена наша труппа много выезжала – мы гастролировали по селам. Актеры не видели семьи месяцами, выматывались. И требовать от них большой творческой отдачи было сложно.

– Какая была ваша первая постановка в Ульяновске?

– Это спектакль идет до сих пор – «Муха-Цокотуха» Чуковского.

Помню, когда я его ставила, были недоразумения с труппой. Некоторые актеры оскорбились – мол, мы заслуженные артисты и должны стоять у комарика «на ноге»… Но потом все так увлеклись, что поняли – неважно, какое колесо ты в телеге. Главное, чтобы она катилась, и в нужном направлении. Каждый спектакль – это езда в неведомое…

– А о какой постановке мечтаете, до чего еще не дошли руки?

– Уже дошли! Готовим спектакль по «Крошке Цахесу» Гофмана. Кроме того, у меня есть еще одна задумка – сделать фантазию на музыку ульяновского мальчика, инвалида детства Анатолия Толмачева. В нем не будет ни одного слова. Выставим «черный кабинет», чтобы актеров не было видно, работали одни куклы.

Еще один проект – создать «двойную» труппу. Живой план будут исполнять артисты Драмтеатра, а куклы – играть свои роли.

– Как вы думаете, не умрет ли театр кукол в век компьютеров?

– По моему мнению, даже проводя сутки у компьютера, человек никогда не лишит себя возможности пообщаться вживую. Иначе мы просто превратимся в роботов! Телевидение, кино, видео – это искусство, запечатленное на пленку. Оно не несет живого общения. Так что мы ходим в театр, чтобы научиться сопереживать, отличать добро от зла, постигать жизнь. Он никогда не умрет.

– Людмила Михайловна, а как в одной семье уживаются супруги-режиссеры?

– Это очень сложно! По молодости мы ссорились порой даже из-за фильмов. Посмотрим в кино картины и домой приходим, уже не разговаривая друг с другом – не сошлись во мнениях. Но как-то раз мы для себя решили, что дома о работе – ни слова! И все стало хорошо.

– Юрий Семенович строгий критик?

– Мне очень страшно было ставить спектакли в нашем Драмтеатре (а я поставила их целых два!). В том числе пьесу Шварца «Голый король». На худсовете Юрий Семенович, разумеется, какие-то реплики подавал… Но в репетиционный процесс не вмешивался. Пришел на прогон посмотреть, что у меня получилось в целом. После выступления вся труппа собралась на обсуждение. Я думаю – ну сейчас начнется! Но он сделал лишь маленькие замечания актерам. А меня похвалил – симпатичный получается спектакль…

– Как предпочитаете отдыхать от дел насущных?

– Ковыряюсь в грядках! У нас есть небольшая дача. Очень люблю цветы, землю, кусты, яблони, сливы… Скашиваю высокую траву, оставляю дикую клубнику, зверобой, кустики душицы, огромное количество ромашек. На даче я полностью расслабляюсь! Здесь забываешь про все заботы – сосны, прекрасный воздух, пение птицы…

– Рассказывают, что вы отменно готовите…

– Да, больше, чем есть, я люблю готовить! Чтобы это было вкусно и красиво.

Поделитесь с читателями «Комсомолки» фирменным рецептом!

– Пожалуйста – свинина на косточке. Мякоть отбить, надрезать ножом, вставить вскрытые дольки чеснока, посолить, обсыпать специями и отложить на час – полтора. Затем все это запечь в духовке или обжарить с двух сторон на сковороде. На гарнир отварить цветную капусту, обжарить ее в панировке. Выложить на тарелку вместе с зеленым горошком, дольками перца. Украсить кисло-сладким соусом.