О рейдерстве – захвате предприятий – в последнее время говорят много. Но захватывают не только действующие предприятия, утверждает бывший работник завода «Искра» Владислав Геннадьевич Чирковский, который работал на «Искре» практически с ее основания до начала, как он говорит, дележки предприятия в 1994 году. Но в 2005 году снова пришел на завод и до недавнего времени работал исполнительным директором. А совсем недавно он и его коллега, тоже бывший работник «Искры» – замгенерального директора по безопасности и режиму – подписали письмо, которое они назвали открытым. А озаглавили «О деятельности на территории Ульяновской области рейдеровского сообщества под руководством Абрамова»…
Обращаются они к компетентным органам и к общественности… Чтобы понять суть, немного истории…
«Завод «Искра» являлся одним из крупнейших отечественных производителей транзисторов, диодов и силовых модулей на их основе, которые используются в автомобильной и оборонной промышленности. Контрольным пакетом акций владеет «Ульяновский механический завод» (УМЗ), который, в свою очередь, входит в «Концерн «Алмаз-Антей» (ему принадлежит 75% акций УМЗ). В 2004 году на заводе была начата процедура банкротства. Общая кредиторская задолженность предприятия составляет 97 млн. рублей (по данным на май 2006 года). Основными кредиторами «Искры» являются мехзавод — 38 млн. рублей, Управление федеральной налоговой службы — 22 млн. рублей. Суммарная выручка по итогам 2005 года – 55 млн. На предприятии работает 400 человек.
Газета «Коммерсант» в начале мая 2006 года писала, что на заводе «Искра» прошло собрание кредиторов, на котором было принято решение о смене саморегулируемой организации, представитель которой осуществляет управление предприятием в период банкротства. Начальник юридической службы мехзавода Игорь Цветков заявил тогда, что кредиторы выразили недоверие национальной гильдии арбитражных управляющих, предоставившей кандидатуру управляющего в 2004 году. На УМЗ уверены, что эта организация осуществила на «Искре» «захват чужой собственности, со всеми характерными приемами и уловками рейдеров». В свою очередь, руководство «Искры» называло рейдерской атакой процедуру смены саморегулируемой организации. Тогда же Цветков сообщил, чтобы вернуть долги, «мехзавод прибег к помощи московской организации – Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности, специалисты которой проводят антирейдерские мероприятия».
По версии исполнительного директора ассоциации Сергея Абрамова, «первым шагом гильдии арбитражных управляющих, появившегося на предприятии в 2004 году, стало активное противодействие включению в реестр кредиторов завода «Искра» требований УМЗ. Тогда же, в мае 2006-го, замгендиректора по правовым вопросам «Искры» Григорий Стеклов заявил, что представители ассоциации «преследуют единственную цель – войти на завод и отжать долги УМЗ». Стеклов сказал, что «Искра» готова расплатиться по всем долгам с кредиторами, если заводу не будут мешать вставать на ноги. «На сегодняшний день «Искра» работает стабильно, выполняет гособоронзаказ. Процедура управления идет по закону. Ни один из активов предприятия не был реализован», – заявил он. По его мнению, если на предприятие придет арбитражный управляющий, лоббирующий интересы руководства УМЗ и ассоциации, неизвестно, «будет ли завод нормально работать и платить зарплату людям». Такими были комментарии в мае 2006 года.
Чирковский считает, что рейдерские действия начались весной прошлого года, когда на «Искре» появился москвич Сергей Абрамов, директор ассоциации. В это время, рассказывает Чирковский, на заводе с трудом, но стала расти зарплата, налаживалось производство. Оказалось, что даже в условиях банкротства, 400 уцелевших на предприятии искровцев могут получать заказы, отгружать потребителям изготовленную продукцию и получать за нее деньги. Владиславу Геннадьевичу в это время досталось: его увольняли с должности, но суд отменял эти приказы об увольнении. Но это – дела персональные. Что ж до предприятия, то, говорит бывший исполнительный директор, в результате действий Абрамова с командой были закрыты банковские счета «Искры» (пришлось вмешиваться областной администрации, с помощью которой все же удалось выплатить зарплату). Есть такая судебная практика. При подаче искового заявления о якобы имеющихся нарушениях, арбитражный суд еще до вынесения решения принимает так называемые обеспечительные меры. Для того, чтобы обжалуемые истцом нарушения не возымели необратимых последствий. В конце концов, суд может и не принять решение в пользу истца, но обеспечительные меры принять может. В общем, в результате «Искра» не могла отгрузить изготовленную продукцию и, естественно, выдать зарплату…
Недавно в процессе судебных разбирательств вскрылись любопытнее факты деятельности директора УМЗ Анатолия Горина, руководителя московской ассоциации Сергея Абрамова и ульяновской фирмы «Панда». Когда судебный пристав наложил арест на дебиторскую задолженность «Искры» перед УМЗ, потому что мехзавод сам в долгах, и выставил ее на торги, нашелся покупатель. Имущество было оценено в 10 с лишним миллионов рублей и реализовано на торгах. Возможно, эти события, угроза потерять контроль над реализацией имущества и стали причиной появления некоторых запутанных документов.
24 июля 2006 года Анатолий Горин расписывается в акте ареста имущества, в котором значится и задолженность «Искры» УМЗ на сумму 38 миллионов. Подпись Горина стоит под фразой: «Указанное в настоящем акте имущество принял на хранение». Но вот в другом документе, от 3 июля, то есть за три недели до подписания упомянутого акта, Горин подписывает договор, которым он уступает право требования 38 миллионов ульяновской фирме «Панда». Согласно закону, Горин, расписавшийся в акте за сохранение имущества в виде долга «Искры» мехзаводу 24 июля, должен был поставить пристава в известность о том, что на эту сумму он ранее уже заключил договор переуступки прав требования. Помимо даты заключения, есть в этом договоре еще одна нестыковка: в документе от 3 июля есть ссылка на решение арбитражного суда, которое должно состояться только… 25 июля!
В общем, договор этот всплыл только во время осенних судебных разбирательств. И в ноябре, что интересно, УМЗ в качестве истца (ответчик – «Панда») обратился в суд с просьбой признать этот самый договор незаключенным…. Однако, это еще не все. Со ссылкой на договор от 3 июля «Панда» заключает договор с московской фирмой Сергея Абрамова, в котором переуступает право требования части долгов «Искры» москвичам…
Владислав Чирковский был на всех собраниях кредиторов. До его увольнения в августе 2006 года на этих собраниях он ни разу не слышал об ульяновской фирме «Панда». Однако в открытом письме, подписанном Чирковским, «Панда» упоминается несколько раз. «Я узнал об этой «Панде» зимой, когда она «купила» кредиторскую задолженность и стала кредитором завода, хотя никогда ею не была. Все было сделано задним числом, они преследовали свои интересы», – рассказывает Чирковский.
Есть в этой истории еще очень много непонятного. Например, доверенности, которые директор УМЗ Горин выдавал директору фирмы «Панда» Шульминой на представление интересов мехзавода в арбитражных судах и Сергею Абрамову на те же действия. Или доверенности и Горина, и Шульминой одному и тому же лицу – Марианне Пензиной, на одновременное представление интересов и УМЗ, и «Панды».
Из последних новостей – после аудиторской проверки на УМЗ, Анатолий Горин написал заявление об увольнении. Что явилось причиной увольнения Горина (дела на самом УМЗ, участие в сделках с имуществом «Искры», или первое и второе одновременно) не известно. Как не известно, чем закончатся «битвы» при «Искре»…