Энергетики обещают подсветить город искусством
«Фонарщик был должен зажечь, да фонарщик тот спит…»
Б. Окуджава
На днях мэрия объявила о предстоящем светопредставлении. К счастью, это не очередной катаклизм из череды то и дело встречающихся. В данном случае – о грандиозном арт-фестивале «Праздник света».
Инициатором фестиваля выступила Волжская территориальная генерирующая компания (ВоТГК), а мэрия с удовольствием поддержала энергетическое начинание. Как сообщалось на пресс-конференции, прошедшей на минувшей неделе, городская администрация пообещала войти в оргкомитет и оказать поддержку в проведении Праздника света.
Фестиваль назвали почему-то российским, хотя проходить он будет в четырех городах Поволжья – в Самаре, Ульяновске, Оренбурге и Саратове. В номинации «Светопредставление» по созданию лучшего светового арт-объекта или инсталляции будут участвовать все желающие художники, дизайнеры, скульпторы и архитекторы, в номинации «Светоэффект» – рекламные компании. В августе на одной из площадок города все их творчество будет показано горожанам, чтобы могли увидеть, как мог бы быть освещен город.
Как пояснили организаторы, тем, кто пройдет отборочный этап, будет оказана финансовая поддержка в размере 50 тысяч рублей. По желанию предприятия-спонсора, курирующего проект, сумма может быть увеличена. То есть, если будет всего 20 участников, то расходы составят как минимум миллион рублей.
Сумма небольшая, но, как говорят ульяновцы, наверное, хватило бы на то, чтобы осветить наконец-то весь город. Мероприятие энергетики посвящают 160-летию со дня рождения уроженца Поволжья Павла Николаевича Яблочкова, изобретателя электрической лампочки. Сам Павел Николаевич, будь он жив, наверное, попросил бы отменить праздник и ввернуть его изобретение по всем столбам улиц и дворов темного областного центра, поскольку ульяновцев светопредставлением не удивишь – «конец света» они видят каждый день, стоит лишь выйти из центральной части города. Впрочем, и в центре нынче он тоже то и дело приходит – вот опять улица Карла Маркса в районе КДЦМ ушла в темноту. И газеты сколько писали, и сами главы районов ворчали, и программы «вечерний город» принимали, и даже «обращали особое внимание» в связи с ростом преступности – а не зажигается никак. Видимо, еще какое-то волшебное слово знать надо.
Оно понятно: электричество – сложная штука, к тому же опасная. К тому же, не будешь же бегать за каждым столбом и вкручивать лампочку – так и сил никаких не хватит, не говоря уж о средствах. А нет лампочки – и нет проблемы. То ли дело было раньше, когда были керосиновые фонари да газовые рожки. «Газовые рожки зажигали фонарщики, которые с лестницами перебегали от столба к столбу, накидывали крючки лестниц на поперечины столбов, быстро поднимались до фонаря и зажигали его, рассказывается в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов». – На окраинах горели керосиновые фонари. Утром можно было видеть такую картину: ламповщик тушил фонари, вынимал из них лампу и ставил ее в ящик ручной тележки. Вечером фонарщик опять в тележке развозил лампы, останавливался у каждого фонаря, чистил стекла, ставил лампу в фонарь и зажигал ее». Но если скажут, что в более провинциальных городах было не так, то есть и другие воспоминания: «Под вечер по улицам бегали быстроногие фонарщики,- вспоминал старожил Костромы Н.Соколов.- Подбегут они к фонарному столбу, приставят к нему лестницу, откроют дверку фонаря, вынут пустую лампу, поставят новую, заправленную, чиркнут спичкой и бегут дальше…».
Наверное, есть смысл, когда много денег, пожертвовать их на искусство, чтобы насладились им ценители. Их придет человек 500, как это было в прошлом году в Самаре. Остальные 700 тысяч не придут – не захочется пробираться к светлому очагу торжества электричества через темные улицы города, куда это торжество приходить не хочет.
Организаторы сообщают, приводят пример, что подобные арт-фестивали света проходят в таких крупнейших европейских городах как Берлин и Лион, в один из которых, кстати, и поедут победители Поволжского Свето-представления. Судя по всему, эти города уже выбрались из тьмы веков и невидимости бюджета, а значит, могут себе позволить и праздник света. Там, вероятно, понимают, что если холодно, человек сначала покупает себе пальто, а если деньги останутся, то может к нему прицепить украшение. Ходить же в мороз голым, но с украшением – наверное, искусство, но не резон.