«Много товаров хороших и разных!» – под этим лозунгом одна за другой накрывают наш регион всевозможные торговые сети. «Эльдорадо», «Пятерочка», «Гулливер» – всех их, наверное, и не перечислить. И если смотреть на все эти магазинные сети с точки зрения потребителя-покупателя, то все выглядит, в общем, неплохо – с каждым новым «забросом» к нам очередной сети снижаются цены, растет ассортимент, предлагаются все новые и новые услуги – сервис, одним словом! С точки зрения чиновников, все тоже выглядит просто замечательно – налоговые поступления в бюджеты растут, новые рабочие места создаются – красота, да и только! Но все это – только внешняя, всем видимая, показательная сторона. А есть еще и внутренняя. И выглядит она весьма неприглядно…

Возьмем, к примеру, сеть магазинов «Сквозняк». Закинутая из соседнего Татарстана, «упала» она на наш город в конце прошлого года – в ноябре местные СМИ запестрели объявлениями о наборе продавцов в первый магазин этой сети, готовившийся к открытию в новом городе. Зарплата предлагалась, по нашим меркам, бешеная – от пяти до десяти-двенадцати тысяч рублей в месяц! Первые продавцы-консультанты, пройдя конкурсный отбор, приступили к работе 28 ноября 2006 года. А уже к апрелю года нынешнего практически все они оказались, образно говоря, за воротами. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, мы встретились с одной из бывших теперь уже работниц магазина «Сквозняк».

– Первые несколько дней мы работали как проклятые, – рассказывает Татьяна С. – Таскали тюки с товаром, раскладывали, развешивали, расправляли и гладили спрессовавшуюся в этих тюках одежду – готовились к приему покупателей. Дома ночами напролет вырезали ярлыки системы «антивор», которые нам чуть ли не рулонами выдавали в качестве «домашнего задания». Но никто не ныл, наоборот, работали с каким-то огоньком. Как же, место работы обрели, и будущее рисовалось нам в радужном свете. Проработав месяц, мы получили по девять тысяч рублей и были на седьмом небе от счастья – ну где, скажите, еще в Ульяновске продавцы в магазинах такую зарплату получают? А потом начались странные вещи.

Вскоре после зарплаты нам зачитали приказ, что наши оклады урезаются с пяти до трех тысяч, а оставшиеся две будут идти в качестве премии, если мы будем работать хорошо и делать выручку не менее двух с половиной миллионов рублей в месяц. Кто-то после этого уволился, но я, например, осталась. Подумала, что и пять тысяч в месяц для продавца, в принципе, нормальная зарплата. Но вскоре нам принесли какие-то непонятные рейтинги. Директор объяснила, что заполнять их будем каждый месяц, и от их результатов будет зависеть, получим мы премию или нет. Что это за рейтинги? Ну если говорить упрощенно, то нам предлагалось ежемесячно ставить оценки друг другу. Анонимно. Стучать, в общем. А коллектив-то маленький – всего 10 человек. Понятно, что если кто-то из девчонок директору или старшему продавцу чем-то не понравится или не угодит, то отрицательные оценки ее работы организовать несложно. Даже личные обиды и антипатии можно выместить в этих рейтингах. Что, собственно, и происходило при заполнении. И вот результат – за четыре месяца наш маленький коллектив сменился более чем наполовину.

Рассказ Татьяны нас заинтересовал, и мы решили познакомиться со «Сквозняком» поближе. И выяснили, что ни у кого из работающих здесь нет на руках трудовых договоров, медицинских полисов и медкнижек. Рабочий день – с девяти утра до восьми вечера, с двумя получасовыми перерывами, то есть 10 часов. А выходных только два. И оклад, как уже было сказано выше, три тысячи рублей плюс премия, зависящая от странноватых рейтингов.

Открыли мы Трудовой кодекс, нашли статью 91-ю. А в ней сказано, что продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. То есть у работниц «Сквозняка» получается переработка на целых 10 часов в неделю, но никто им сверхурочных не платит и переработки этой ничем не компенсирует. А ведь работа в «Сквозняке» не из легких. Достаточно сказать, что продавцам в течение всего рабочего дня запрещено садиться и девочки весь день проводят на ногах. Опять же, товар сами разгружают, таскают на себе тяжеленные тюки с китайскими шмотками, гладят, отпаривают, в общем, к концу дня валятся с ног. Но терпят – зарплата-то неплохая. Хотя если посчитать, то час работы продавца торговой сети «Сквозняк» в Ульяновске стоит всего-то около 15 рублей. И при нормальном восьмичасовом рабочем дне девочки получали бы чуть более двух тысяч рублей в месяц – мизер. И при этом – никакого соцпакета!

Теперь о рейтингах. Совершенно очевидно, что это «ноу-хау» казанских хозяев «Сквозняка» (ООО «Байя» и предприниматель В.В. Смирнов), которое проще было бы назвать всеобщим «стукоталовом» и которое не предусмотрено никакими российскими законами, имеет своей целью постоянную ротацию кадров. А что, очень даже удобно – продавцы меняются через месяц-два-три, никому не надо ни полисов, ни медкнижек, ни даже трудовых договоров – что зазря деньги-то на всю эту дребедень тратить? Безработных у нас пруд пруди, и за пять (обещаемых) тысяч от желающих трудоустроиться просто отбоя нет. А чтобы у тех, кто увольняется (обязательно «по собственному»), не возникало желания куда-то жаловаться, намекают, что от «Сквозняка» в какой-то степени зависит их дальнейшая судьба – придут девочки на работу в другое место, а там с них резюме потребуют. И если они ведут себя правильно, то руководство этой сети им хорошую характеристику даст, а вот если нет, то… ну, сами понимаете.

Мы связались по телефону с господином Смирновым. Ничего конкретного он нам не сказал, ни на один конкретный вопрос не ответил. Относительно системы рейтингов пояснил только, что «применительная практика» (его слова) показывает, что рейтинги эти нужны – надо же как-то работу продавцов оценивать. Чисто по труду или, скажем, по выручке оценить работу продавцов-консультантов нельзя – как узнаешь, кто из них навялил покупателю тот или иной товар? Вот и выставляют «товарки» друг другу оценочки. С учетом мнения директора и старшего продавца – а как иначе, коллектив-то маленький, и чтобы удержаться в нем, надо идти, так сказать, в фарватере. Вот они и идут. Куда, к собственному увольнению?