Вот уже месяц между Новым городом, с проспекта Сурова, и центром Ульяновска курсируют 15 новеньких автобусов «БОГДАН- ISUZU-A-092». Они закуплены в рамках областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах». Эти автобусы впервые за последние 20 лет обновили подвижной состав ПАТП-1, – и это здорово! Но некоторые «деятели» и собратья по перу поспешили объявить их покупку ошибкой, раскритиковали за малую вместимость и прочее. Однако, как говаривал незабвенный Кузьма Прутков: «Зри в корень!»

Об этом мы как раз и беседуем с директором первого автобусного парка, а привычнее-ПАТП-1,Юри- . ем Владимировичем Григорьевым.

– Юрий Владимирович, какие маршруты обслуживает Ваше предприятие? На каких направлениях будут работать новые автобусы?

– В декабре прошлого года по объективным причинам произошло слияние двух предприятий: нашего автопарка №1 и Заволжского – №3. На сегодняшний день количество работающих в ПАТП-1 составляет 558 человек. Подвижной состав насчитывает 186 единиц автотранспортной техники: это, в основном, старенькие «ПА-Зики», «Икарусы», «ЛиАЗы-677», которые давно уже сняты с производства. Недавно, как было уже сказано, было закуплено 20 новых автобусов ISUZU.

Было бы наивно полагать, что пятнадцать 43-местных японских автобусов решат проблему пассажирских перевозок правобережной и левобережной частей Ульяновска.

Наше предприятие обслуживает 15 городских маршрутов на правом берегу Волги, а также самый напряженный – 30 маршрут: проспект Сурова-центр. Чтобы обеспечить здесь пассажирские перевозки, мы имеем на нем 22 задания. А это значит, каждое утро на маршрут, согласно расписанию, должны выходить 22 автобуса. Поэтому, кроме «Икарусов», мы закрепили на этой линии 15 ISUZU и один новый «ЛиАЗ», который мы получили с Ликинского завода на испытания.

– Но ведь, как заявлялось ранее, все новые автобусы будут работать на 30-м маршруте…

– Мы получили все машины. Однако определили, что 15 ISUZU вместе с «ЛиАЗом» будут работать на город, а пять – на междугородних пассажирских перевозках.

Почему мы так поступили? Здесь есть три проблемы.

Во-первых, если мы отдадим все 20 автобусов на город – большой разницы нет. Все равно дополнительные пять машин будут простаивать в пробках, как и эти 15. Проблему необходимо решать с мостом, с пробками. Настойчивее надо работать сотрудникам ГИБДД. Сколько уже говорится о том, чтобы для проезда общественного пассажирского транспорта, особенно в «часы пик», необходимо выделять отдельную линию! А воз и ныне там. Дайте нам нормальный проход – мы и этими машинами справимся, обеспечим нормальный пассажиропоток в правобережную и левобережную части Ульяновска.

– А вторая проблема?

– Отсутствие необходимого количества водителей. Сегодня нам не хватает 22 человека, чтобы заполнить эту нишу. Последнее время по ГТРК «Волга» мы постоянно крутим объявление на эту тему. Звонков очень много, но пока пришли всего 4 человека.

– Почему? В чем причина?

– Низкий уровень заработной платы. По итогам года, в среднем, мы имели всего 5000 рублей. Понятно, что на такую зарплату никто не придет. К тому же у нас очень сложный режим и ответственная работа. В советские времена пассажирские перевозки были приоритетным направлением деятельности государства. Зарплата была значительно выше, чем в других отраслях. Сегодня, конечно, все по-другому. У нас остались самые преданные предприятию люди.

– Ну, а что же, в-третьих?

– Областной бюджет на закупку автобусов нам дал только 12 млн. рублей. Это всего 10 машин. Поэтому мы оформили кредит на 24 млн. рублей, который надо возвращать с процентами. На городских маршрутах мы работаем фактически себе в убыток. Поэтому 5 автобусов ISUZU мы направили на междугородние перевозки, чтобы окупить затраты и вернуть хотя бы часть этих денег.

– Юрий Владимирович, автобусов стало больше. А почему тогда на остановках всегда много народу? Новые автобусы ISUZU ходят редко, в них невозможно втиснуться. Утром я,

например, с трудом уезжаю из Нового города, от остановки «Овощной магазин».

– Большинство автобусов, как я уже говорил, стоят в пробке. Хотите убедиться – придите утром на Заречную.

Новые автобусы ISUZU загружаются на пр. Сурова, на первых конечных остановках Нового города, и дальше идут практически без остановок. Хороших результатов можно было бы добиться за счет оборачиваемости тех же ISUZU или «Икарусов». Но они застревают в пробках.

– В последнее время очень много нареканий вызывают городские дороги…

– Дороги никудышные. Постоянно выходят из строя пневмобал-лоны, подвески и так далее. Сама по себе машина ISUZU неплохая, – японская все-таки. Запас моторесурсов двигателя – 1 миллион километров. Это очень здорово! И расход топлива очень хороший, в 2,5 раза меньше, чем у того же «Икаруса». Но эта машина не предназначена для города и, как она поведет себя в условиях наших дорог, при такой загрузке, когда в нее заходят 50 с лишним человек, – мы пока не знаем.

– А как вам новый «ЛиАЗ»?

– Мы взяли его с завода на испытание. Хорошая машина, очень хорошая! Это чисто городской автобус, вмещает 120 человек. Нам именно такие машины нужны!

– Юрий Владимирович, некоторые СМИ критикуют власти как раз за то, что они приобретают автобусы малой вместимости. Например, те же самые ISUZU.

– Все разговоры о том, что кто-то лоббирует чьи-то интересы, намеки на то, что кто-то пробивал сделку с покупкой автобусов ISUZU -чистые инсинуации, домыслы. Мы решили этот вопрос сами, совместно с областным комитетом по транспорту. Руководство ПАТП-1 никто не подталкивал. Назрела ситуация, когда необходимо срочно обновлять автобусный парк. Но экономическое состояние предприятия сегодня таково, что если бы мы брали большие машины, то купили их бы их очень мало. Новый «Икарус» стоит 2 млн. 600 тыс. рублей, a ISUZU – 1 млн. 100 тыс. рублей. Это во-первых. А во-вторых, спрашивается, как возвратить деньги, то есть кредит и процент по нему? В нашем случае мы все-таки имеем такую возможность – возврата средств.

– За счет междугородних перевозок?

– Да, за счет междугородних перевозок и за счет того, что ISUZU более дешевая, экономичная машина. Всегда необходимо исходить из экономической целесообразности. Учитывая наше плохое финансовое состояние, я считаю, что в данный момент мы поступили стратегически совершенно правильно.

– Понятно, что ПАТП-1 се-

годня живется непросто, но, если заглянуть чуть вперед? Есть ли у коллектива какая-то перспектива?

– В принципе, я с оптимизмом смотрю в будущее. Никуда не денешься – есть мировая практика. Мы идем по этому пути. А мировая практика говорит о том, что во всем мире транспорт общего пользования – государственный или муниципальный. Во всех странах: в Канаде, во Франции, в США есть транспорт и муниципальный, есть и частный, как правило, 50 на 50. Поэтому направление, которое избиралось прошлыми властями, -только частный, себя не оправдало. Ставка на частника – это дилетантский подход и глубочайшее заблуждение.

– Государство тоже проводило такую политику. Помните, какие льготы, преференции давались частным перевозчикам?

– А наши затраты практически никто не компенсировал. Но ведь перевозки городских пассажиров

– это не экономическая, а больше

– социально-политическая кате-ropnflj Поэтому в каком-нибудь Нью-Йорке или Мюнхене мэр города сам устанавливает тарифы, и автотранспортные пассажирские предприятия, вне зависимости от настроения людей, перевозят их по себестоимости. В цивилизованном мире никто не станет работать себе в убыток.

И еще. Доля налогов в себестоимости наших перевозок составляет 21 процент. Это очень много. Такого нет нигде в мире. Если нас поставить на одну доску с частниками, то, извините, посмотрим еще, кто выиграет.

За последнее время, буквально за два-три месяца, мы сделали основательный ремонт диспетчерской. Сейчас внедряем спутниковую связь: каждый автобус у нас будет на экране. Мы увидим, где он: движется или стоит в пробке, на трассе или свернул на сторону? Для водителей оборудовали большую комнату отдыха. Хотим подтянуть и зарплату. Главная задача в этом году – завершить кардинальную реконструкцию производственной базы.

Все действия руководства ПАТП-1, всего коллектива направлены на то, чтобы обеспечить регулярное, строго по расписанию, движение автобусов на наших маршрутах, сокращение эксплуатационных расходов, повышение безопасности дорожного движения и комфортабельности пассажирских перевозок.

Многое хочется успеть сделать к 40-летию нашего предприятия, которое мы будем отмечать в 2009 году.