Несмотря на свою внешнюю привлекательность и относительную близость к областному центру, село Артюшкино Сенгилеевского района страдает теми же бедами, что и большинство деревень нашей необъятной области: разбитые дороги, разорённое ведущее хозяйство, заброшенные поля и разрушенные фермы и, как неизбежное следствие, уменьшение населения.
Но начнём всё по порядку. Чтобы добраться из Ульяновска до живописнейшего села, расположенного среди лесов, жители пользуются общественным транспортом, нехватки в
Разбитая техника на машинном
котором, слава Богу, нет. Но загвоздки бывают и здесь, Вот несколько пассажиров сели в автобус на проспекте Гая – так им ближе и удобнее добираться из больницы. А водитель с ходу и говорит, мол, если у вас льготы на проезд, то лучше выходите сразу, ни за что не повезу. В чём же дело? Оказывается, те пассажиры, у которых есть льготы, должны отметиться на автовокзале. Тогда, на основании записи, соцстрах перечисляет деньги автомобилистам. Что ж, всё правильно, однако про удобства людей при этом забыли напрочь. А почему бы, чтобы не гонять людей через весь город, не уполномочить водителей самих вносить сведения о льготных пассажирах и передавать их туда, куда надо?
Из 60 километров пути до Артюшкина примерно 5-6 вёрст между Кучурами и Смородиной это щебень, засыпанный песком. «Недорога, а стиральная доска», – ропщут пассажиры. По такой шибко не разгонишься. В самом селе дороги не обихожены, Причина – повсюду бьют источники, что само по себе прекрасно, да только нет дренажных колодцев и сточных сооружений. Поэтому транспорт вынужден делать крюк через Тушну мимо Красного Гуляя на Сенгилеевский поворот.Напрямую можно только на вездеходах. А поскольку дорогами здесь никто не занимается, они становятся с каждым днём всё хуже и хуже. В селе много сгоревших домов. Один – прямо на шоссе, где, говорят, жили учителя. В прошлом году здесь сгорело даже здание администрации. К проблемам дорог прибавляется ещё и то, что в селе нет пожарного расчёта. Жители рассказали, что с 1 них собирали деньги на покупку пожарной машины, а ей так и нет. Один раз огнеборцы приехали, но у них не было воды, в другой раз машина и вовсе не приехала – не оказалось бензина. В третий раз и вовсе водитель был пьян.
Детский садик в Артюшкине почему-то закрыли, само здание продали. Дошколят за полтора километра через всё село ведут в школу, где им отвели уголок, Несмотря на то, что школьников возят сюда из Кучур, детей в школе всё равно мало, поэтому её грозятся перевести в Силикатный. Фельдшерско-акушерский пункт в селе
есть, но коснись вызывать врача, его не дозовёшься, -говорят, она бывает очень недовольна, когда её просят оказать хотя бы первую медицинскую помощь.
Когда-то в Артюшкине действовал прекрасный откормочный . животноводческий комплекс, засевались поля. Теперь всё в запустении. Фермы, как и повсюду, разрушены, остатки техники теснятся возле усадьбы бывшего агронома Кемаева. Самым доходным бизнесом здесь остаётся валка леса. Да вот только рубят лес по-варварски, беспорядочно: выпиливается всё хорошее, а хлам остаётся. Отличные грибные места завалены буреломом. Газ до села так и не дошёл. Вроде бы город рядом, а обогреваться приходится по
старинке-дровами. Сельчане рассказывают, что здесь работала когда-то техника по прокладке газопровода, но тот, кто не заинтересован, вывел её из строя, и газ ушёл на Тушну. Цель этих незаинтересованных в том, чтобы жители покупали лес. Машина дров стоит две тысячи целковых. Какой-нибудь бабушке дровишки обойдутся ещё дороже: зараскол – 250, плюс 150 рубликов за укладку. А в домах, пусть даже самых небольших, как минимум, по две печки. У кого-то ещё и бани, ведь общественной помывочной здесь нет.
Отдельно хочется поговорить о мостике, по которому сельчане пытаются пройти хотя бы за грибами. Он сделан из досок, но находится в таком состоянии, что через ручей легче перебраться вплавь. Говорят, сюда привозили доски, но их быстро растащили. А в прошлом году какая-то бабушка хотела пройти по нему из бани, да угодила прямо в тину,
Исправно в Артюшкине работают, пожалуй, пекарня и колбасный цех одного очень известного в области
бизнесмена. Вот только пользоваться родником, в который стекают отходы производства, невозможно,
На обратном пути наш корреспондент заглянул в Силикатный, где жилые дома под стать городскому жилью. Да вот только плиточный завод, который был готов к запуску, сильно напомнил ему недостроенный УЦМ в Ульяновске. Говорят, здесь одних механизмов было не меньше, чем на миллион, теперь всё разграблено. 3-этажное АТП «Сенгилеевское» – примерно то же самое, что бывшее ПАТП-2 на улице Кирова в Ульяновске. В общем, село сравнивается с городом, о чём так много говорили в прежние времена, когда всё созидалось.