В росте подростковой преступности виноваты, прежде всего, те, кто должен с этим бороться. Такие выводы были сделаны на состоявшейся 27 апреля коллегии областной прокуратуры.

Как подчеркнул прокурор Ульяновской области Валерий Малышев, дети – самая беззащитная категория российского общества. Очень часто под воздействием пьянства, бедности, насилия со стороны родителей, а также бездушного отношения чиновников подростки оказываются на улице, которая засасывает их в криминальную среду. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить систематическую и полноценную защиту детей от преступной деятельности, устранение условий для возникновения безнадзорности.

Анализ происшествий свидетельствует о том, что детская преступность растет из года в год. Каждое 25-е преступление в области совершается несовершеннолетними.

По данным на 1 января 2007 года, на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних состоят 365 подростков. Количество неблагополучных семей в целом по области возросло с 2737 в 2002 году до 2900 в 2006 году. При этом в минувшем году выявлено и поставлено на учет 916 таких семей. Однако и эти цифровые данные не отражают реальной ситуации, поскольку работа по своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, в ряде районов до сих пор организована крайне неудовлетворительно.

По закону проблемами охраны прав маленьких граждан призваны заниматься комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, занятости населения и внутренних дел. Однако ситуация в данной сфере только усугубляется.

К примеру, в Ульяновском районе с 2004 года с матерями-одиночками, пьяницами в селе Тетюшское и деревне Салмановка проживают двое детей, у которых не имеется даже свидетельства о рождении. При этом медицинский персонал фельдшерско-акушерского пункта не посчитал нужным сообщить об этом в органы системы профилактики и не поставил семьи на учет как социально-неблагополучные.

Нередко медицинские работники не бьют тревогу, заведомо зная о фактах жестокого обращения с детьми. Лишь после прокурорского вмешательства была лишена родительских прав и привлечена к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми жительница Тереньгульского района Артюшина, чьи четверо детей в возрасте от года до пяти лет в состоянии глубокого истощения и со следами побоев были доставлены в больницу.

Зачастую в результате безнадзорности дети уходят из дома. Причиной их ухода является жестокое обращение со стороны родителей. За минувший год лишены родительских прав 660 нерадивых родителей, 70 детей были отобраны у них в связи с угрозой жизни и здоровью. За жестокое обращение с детьми 44 родителя привлечены прокуратурой к уголовной ответственности.

Число семей и детей, нуждающихся в государственной помощи, неуклонно возрастает. 90 тысяч семей имеют доходы ниже прожиточного минимума (в них проживают 135 тысяч детей). Вместе с тем приюты обслужили всего лишь 906 несовершеннолетних. Такая ситуация настоятельно требует создания во всех районах области специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации. В ряде районов, как выяснилось, приюты практически превращаются в детские дома, в которых многие дети, в нарушение всех требований, находятся длительное время. В связи с отсутствием в большинстве приютов изоляторов временного содержания безнадзорных детей отправляют в учреждения здравоохранения.

К сожалению, в Ульяновской области «созданы» все условия для алкоголизации молодежи: спиртное реализуется несовершеннолетним практически повсеместно и безнаказанно, а продажа пива детям, по сути дела, является одним из основных источников дохода предпринимательства в сфере торговли. Но за весь прошлый год в Ульяновске к административной ответственности за нарушения правил продажи алкогольной продукции было привлечено всего 37 человек. Такое же количество подростков было привлечено к ответственности за 3 месяца 2007 года (причем 20 из 36 – за последнюю неделю!). Такие стремительные результаты стали возможны, увы, только после жестких мер со стороны прокуратуры.

Из вышесказанного напрашивается один вывод: в области должен быть выработан комплексный подход к разрешению проблемы, причем как со стороны органов власти, так и со стороны внутренних дел и налоговых органов, полномочных добиваться в судебном порядке лишения предпринимателей права заниматься этой деятельностью за неоднократные и грубые нарушения закона.

Анализ подростковой преступности свидетельствует и о серьезных упущениях в работе руководства системы образования, ведь более половины выявленных преступлений приходится на учащихся школ, ПТУ, студентов. Подростки, лишенные педагогического влияния и располагая в избытке свободным временем, наиболее быстро и легко становятся на скользкую дорожку. Некоторые педколлективы предпочитают распрощаться с «трудным» подростком, нежели проводить с ним индивидуальную профилактическую работу.

Складывается парадоксальная ситуация: в последнее время число штатных работников муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних увеличилось, а эффект от этого обратный. Иначе и быть не может, так как работа с состоящими на учете безнадзорными несовершеннолетними проводится крайне формально.

Немаловажное значение в профилактике подростковой преступности отводится культурным и спортивным учреждениям. По сути дела, вне поля зрения государственных контрольных органов частные лица по собственной инициативе создают новые подростковые клубы. Например, в большинстве школ бесконтрольно по договорам действуют платные (от 200 до 350 рублей в месяц) спортивные секции. В условиях, когда дети часто предоставлены самим себе, сотрудникам милиции необходимо контролировать все частные спортивные клубы в области. В Ульяновске уже были выявлены случаи, когда спортивные секции вели неквалифицированные люди, далекие от спорта. Таких «специалистов» и близко нельзя подпускать к ребятам. Это особенно актуально в тот момент, когда в Ульяновске вновь расплодились молодежные группировки. От того, кто поведет подростков за собой, зависит и их будущее, и благополучие города в целом.