Не так уж и давно – во второй половине XX века – парни и мужики в селах нашего края еще ходили «стенка на стенку». Это была традиция, имевшая и сакральный смысл, и свой резон.

Кто в детстве не восхищался богатырями земли русской, что славились силушкой немереной, отвагою и благородством?! Улья-новец Павел Сокирко, даже став взрослым, сохранил увлеченность романтикой седых былинных времен. Еще студентом, когда учился в пединституте на факультете физической культуры, он выезжал в экспедиции в Урено-Карлин-ское Карсунского района, другие села: изучал русский кулачный бой, собирал рассказы о силачах. Последние четыре года он занимается этим под эгидой Симбирского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

Плохая драка -урожая не будет

Традиция кулачных боев на Масленицу, или, как их называли в народе, «кулачек», – древняя. Изначально она имела ритуально-аграрную функцию. Старики говорили: если плохая драка, то урожая не будет. Снег нужно было непременно окропить кровью. Это считалось залогом будущего плодородия.

– Поначалу традиция культивировалась, – считает Павел Сокирко, – стрельцами и казаками, которые селились в наших краях по засечной черте и защищали хлебопашцев от набегов разбойников и воинственных племен. Сюда присылали самых отборных – сильных телом и духом, смелых и отчаянных. Естественно, были у них военные упражнения, среди которых и – «стенка на стенку».

Святым кулаком, да по грешной шее

«Стеношные» бои начинались на Масленицу и длились ежедневно до самой Пасхи. Шли они по неписаным правилам, ограничивались запретами и обязательно контролировались опытными бойцами. До убийства дело никогда не доводилось. Все, с кем беседовал Павел, не припомнят ни одного подобного случая. Хотя без травм не обходилось: ломали носы, пальцы, челюсти. Что делать, культура мужская, а потому – жесткая.

Бой, как говорили, велся на «святой кулак». Нельзя было бить ногами, трогать лежачего. Палки, кастеты, ножи и прочие орудия – вне закона. За их применение строжайше наказывали.

Еще характерная особенность: никакой обиды друг на друга у соперников не оставалось. Поле рати покидали с чистым сердцем.

И часто после этого удалые бойцы, как признавались Павлу старики, отмечали примирение, по обычаю, чаркой вина или «шли по девкам».

«Полосуха»

По древнерусской традиции, «стенки» сходились у сельской церкви. Нередко отправной точкой служили петушиные или собачьи бои. Таким образом, подогревались страсти, и жаждавший помериться силами народ начинал «кучковаться». Затем старики «стравливали» мальчишек лет де-вяти-десяти. Те отдерутся, – наготове взрослые. С каждой стороны выходят бойцы, они и «сводят» «стенки». Два эти молодца машут между собой кулаками, и как только один падает, в «полосуху» – так старики называют бой – включаются остальные.

Задача – выгнать чужаков из своего села. Интересная особенность у «стеношного» боя была в селе

к юбилею

Урено-Карлинское. Оно тянется одной улицей примерно в 13 километров. Стесненные сугробами слева и справа, драчуны шли друг на друга в несколько рядов. А в Теньковке собирались в поле. Там было где развернуться, и поэтому противники стояли, выстроившись в две линии, как в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», в эпизодах с масленичными гуляниями.

Бились, как правило, часами, с перекурами, – до тех пор, пока одна из сторон не одержит верх.

Народ при Советской власти еще оставался сильным и крепким. Старая закваска действовала, чему способствовал крестьянский труд.

«На любака»

Кроме «стеношных», были еще бои один на один – «на любака». Они тоже проходили на праздники. Иным силушка покоя не давала: душу хотелось потешить, силой богатырской помериться. Бросался жребий, бойцы сплевывали на ладони, и это служило сигналом к началу поединка. Мужики били друг друга по очереди одной рукой, пока кто-то из них не падал.

До сих пор о силачах и их поединках ходят по селам легенды: как от мощных ударов челюсти выледали, животы лопались. Было однажды: русский с татарином дрались. Татарин ударил первым – прямо в сердце. Ответный удар в

лоб супротивнику оказался смертельным. Труп побежденного перекинули через лошадь и увезли в свое село.

Запрет обернулся ростом преступности

По сведениям Павла, в Карсун-ском районе вплоть до 1985 года сохранялась традиция кулачных боев на Масленицу. Специально прибывали из других районов, из Ульяновска. Драться выходили председатели колхозов и секретари райкомов. Некоторых за это, если узнавали, снимали с должностей.

С 1975 года к месту «кулачек» стала приезжать милиция и разгонять жаждущий помериться силами народ. Блюстители порядка жестко запрещали противоборство, и народная традиция постепенно сошла на нет.

– Последствия этого запрета -утверждает Сокирко, – оказались печальными. В деревнях началась поножовщина, бои со свинчаткой, арматурой, палками. Власти не учли, что бойцовский дух – в крови у русского мужика. Когда в честном кулачном бою выплескивается агрессия, криминала можно избежать.

Сам Павел Сокирко сейчас на основе собранных материалов пишет книгу.