Четырех жилищных сертификатов, выданных семье ветерана, хватит только на прихожую
ДЕНЬ Победы ветеран Великой Отечественной Николай Семенович Лукин будет встречать далеко не в праздничном настроении. Дело в том, что через две недели закончится срок действия выданного ему жилищного сертификата, а жилье фронтовик по этому документу вряд ли получит.
Живет старый солдат в старом деревянном доме, являясь его совладельцем наряду с еще двумя хозяевами. Дом – труха. Вот-вот развалится, чему немало способствует идущее рядом строительство нового многоквартирного дома. Но ветерану там ничего не светит. Семейство у Николая Семеновича солидное: супруга – ветеран тыла, сын с женой – оба инвалиды второй группы, две внучки – одна взрослая, другая маленькая – но инвалид детства. Тяжело, когда столько проблем, но привыкли терпеть. Потому и счастливы даже от ма¬леньких радостей. Какое было счастье, когда к ним, стоящим в оче¬реди на жилье с 1984 года, пришли из областного департамента соцзащиты и сказали: срочно пишите заявление на получение жилищных сертификатов!
Правильно это называется свидетельством о предоставлении субсидий на приобретение жилья. Они были введены по небезызвестному 122-му закону вместо льготной очереди для ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 21 ноября прошлого года такие свидетель¬ства были выданы четверым членам семейства Лукиных.
– Нам велели расписаться за сертификаты, потом, мол, все объяснят, говорили, что риэлторы помогут, – рассказывает Галия Лукина, невестка Николая Семеновича. – Но риэлторы покрутились вокруг нас и исчезли, пояснив, что на такие деньги никакую квартиру не найти и ни один продавец не хо¬чет работать с сертификатами.
Каждый такой документ стоит 190 тысяч 800 рублей и приравнивается к 18 квадратным метрам общей площади. На четыре сертификата получается 763,2 тысячи рублей. Но даже малогабаритную однокомнатную квартиру в Ульяновске сегодня дешевле, чем за 1,2 миллиона, не купишь.
– В департаменте соцзащиты нам сказали, что надо добавить свои сбережения, но где мы их возьмем, если почти вся семья – инвалиды? – задает риторический вопрос Галия.
Хотели Лукины продать свою часть дома с участком, но не получается – кому нужна такая гниль. Ценным был бы для застройщиков сам участок, где стоит их развалю¬ха, но есть же еще соседи. Ипотечный кредит инвалидам тоже никто не даст – все равно не расплатятся. Ситуация безвыходная. Пытались пробиться на прием к мэру – даже не записывают, отвечают с порога: мэр ничем помочь не сможет. А в департаменте соцзащиты Лукиных предупредили, что 21 мая им следует сдать сертификат, «а дальше будем смотреть, что делать, может, еще 20 лет простоите в очереди». По словам начальника отдела областного департамента соцзащи¬ты Марины Дудко, ее ведомство в той ситуации ничего не может поделать – стоимость одного квадратного метра жилья устанавливается приказом минрегионразвития на уровне рыночной для каждого региона, а она на момент выдачи сертификата равнялась в Ульяновске 10600 рублям за квадратный метр.
Откуда взялась такая сумма – непонятно. Ясно, что она даже отдаленно не соотносится с рыночной ценой. Год назад лишь себестоимость строительства одного квадратного метра жилья была значительно выше – в пределах 13 тысяч рублей. По данным одной из крупных риэлторских компаний, сегодня стоимость жилья на вторичном рынке Ульяновска составляет от 22 до 26 тысяч руб¬лей за квадратный метр на окраинах города, а в центре цена перевалила уже за 35 тысяч. На первичном рынке «квадрат» предлагают уже за 40 тысяч рублей. Что будет к осени – об этом лучше не думать.
Понятно, что инвалидам никогда не набрать столько собственных средств, чтобы купить даже скромную квартиру.
В департаменте соцзащиты корреспонденту «РГ» пояснили, что никакой иной помощи ветеранам и инвалидам в приобретении жилья, кроме выдачи сертификатов с объявленным номиналом, не предусмотрено. По большому счету, департамент соцзащиты не виноват
– он делает все что может в рамках имеющихся средств. Остальное зависит от более высокого уровня власти – губернатора и министров регионального правительства. Но кто-то должен был хотя бы раз заявить об этой проблеме!
Между тем здесь считают, что ситуация не тупиковая и решение может быть найдено. В некоторых регионах, и в первую очередь в Москве, инвалидам и ветеранам дают не бумагу сомнительной цен¬ности, а сразу жилье исходя из той же социальной нормы. По его сло¬вам, можно договориться со строителями, чтобы те часть квартир отдавали для ветеранов и инвалидов по цене, близкой к себестоимости. А за это выделять компа¬нии под социальное строительство лучшие участки. И найти таких застройщиков можно. Нужно только мудрое решение власти.
А пока Николаю Семеновичу придется расстаться с сертификатом и мечтой о квартире, которую ветеран Великой Отечественной ждал без малого четверть века. Может быть, сказали в департаменте соцзащиты, через какое-то время можно будет снова рассмотреть вопрос о выдаче сертификата семейству Лукиных. Но на I квартал 2007 года федеральное минрегионразвития установило для Ульяновска для сертификатов стоимость квадратного метра в 12450 рублей – вдвое меньше самого дешевого жилья.