Огромные долги частных ДУКов и ТСЖ – первые пороги торопливой реформы
«… задачу повышения оплаты можно ставить только одновременно с развитием конкуренции, с проведением аудита затрат коммунальных предприятий».
(Из послания президента РФ Федеральному собранию)
В Ульяновске новообразованные частные домоуправляющие компании (ДУК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) уже успели набрать многомиллионные долги. Нарыв, копившийся много месяцев, вскрыла прокуратура Ульяновской области, проверившая должников муниципальных теплопередающих предприятий.
Руководители двадцати предприятий получили прокурорские предостережения, мэр – представление прокуратуры. А ни в чем не виновные жильцы домов (практически все – исправные плательщики) – печальное сообщение на подъездах – о том, что горячей воды они больше не увидят. Косвенно прокуратура дала понять энергетикам, пытающимся запустить процесс банкротства ульяновских теплосетевых компаний, что торопиться не надо – проблема гораздо глубже.
Как рассказал директор муниципального предприятия «Теплоком» Василий Жуков, некоторые ДУКи и ТСЖ, только начав работать, тут же начали копить долги по теплу. Так, ТСЖ «Союз» (один дом) за три месяца накопило 300 тысяч рублей, ТСЖ «Вымпел», имеющее всего три дома, с июля успело накопить 3,5 миллиона рублей, ТСЖ «Ульяновский-2» – 2,2 миллиона (характерно, что часть собственников всех этих товариществ была категорически против создания ТСЖ и даже судилась по этому поводу). Частные управляющие компании, у которых домов побольше, имеют и долги на порядок больше. Так, «лидер» – ООО «Жилстройсервис» – накопил за 10 месяцев аж 40 миллионов рублей долга.
При этом, по словам Жукова, многие ТСЖ и УК даже не заключили договоры на поставку тепла и ГВС. И дело не в том, что ДУКи или ТСЖ прячут куда-то деньги – просто уровень оплаты, рассчитанный исходя из стоимости гигакалории и нормативов потребления, оказался ниже, чем фактическая подача по данным теплосетевой компании. И это – когда тарифы в Ульяновской области одни их самых высоких в ПФО, да и по стране. Выше уже некуда – там планка, установленная Федеральной службой по тарифам.
– Мы и так из-за этого уже получили в общей стоимости оплаты мизерный уровень стоимости обслуживания жилья, – говорит руководитель частной ДУК Григорий Николаев. – Против ее повышения и жильцы, да и нам совесть надо иметь, иначе люди просто перестанут платить.
Однако директор «Теплокома» уверен, что дело не только, и не столько в «вилке» между нормативом и реальным потреблением, сколько в нерадивости и бесхозяйственности руководителей ДУКов и ТСЖ.
– Муниципальные управляющие компании в сравнении с частниками и ТСЖ оказались ангелами, хоть их и критиковали за неэффективность, – говорит он. – Надо ж заниматься теплом, а не пускать все на самотек. В каждом доме на тепловом пункте есть регуляторы температуры. Но ни один из них не работает. Сколько частные компании отработали – ни одного прибора они не отремонтировали! Могли и вручную регулировать. Устанавливать на дома общие счетчики!
Именно так, кстати, делает директор ТСЖ «Вектор», который, пока не имея средств на регуляторы, в домах, где имеются приборы учета тепла и ГВС, установил датчики температуры, вывел их на компьютер и следит за температурными графиками. Надо – вручную крутит вентиль, снижая подачу, чтобы и жильцам было не так жарко, да и платежей было меньше.
Но таких – единицы, говорит заместитель мэра Сергей Савельев. А выпадающие доходы в Ульяновске никто не собирается компенсировать. Как утверждает Савельев, Ульяновск потому и побежал в жилищной реформе «впереди паровоза», что не было у города и области своих внутренних резервов – надеялись, что инвестиции вложит частный бизнес, которому отдали на откуп жилкомхоз. Да только далеко не все бросились инвестировать. Теперь кое-кому грозит банкротство, если не будут приняты властью кардинальные решения, на которые, опять же, нужны средства.
Заммэра признается, что нынешняя система оплаты жилья, требования 307-го постановления правительства и Жилищного кодекса – это все приемлемо для иных начальных условий, когда у людей нормальные зарплаты и пенсии. При столь высоких тарифах собственники жилья против увеличения стоимости обслуживания жилья, а без этого приборы учета не поставить. Савельев соглашается, что правильней было б сначала сделать капремонт всех домов, а потом уже передавать жилье в ТСЖ и частным ДУКам. Но сложилось иначе, и круг замкнулся.
– В ближайшее время мы соберем руководителей некоторых ТСЖ и объясним им: или закрывайте ваши товарищества, или, раз такие законы, будете банкротами, – сказал заместитель мэра Ульяновска.
Ко всему прочему добавляется и еще один отрицательный фактор. Среди руководителей частных подрядных организаций (бывших ЖЭКов), ДУКов и ТСЖ грамотных и опытных управленцев не так уж много. О честности их станет известно позже. Хотя первые признаки уже появились: в Засвияжском районе Ульяновска исчезла частная подрядная организация ООО «ЖЭК-3» вместе с деньгами жильцов. Возбуждено уголовное дело, директор Павло Посмитюх объявлен в розыск. В соседней Самаре возбуждалось уголовное дело по факту исчезновения нескольких миллионов рублей в одном из ТСЖ. Именно по этим причинам газоснабжающие организации отказываются заключать договоры с частными ДУКами и ТСЖ. «Как можно доверять частной компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей десятки миллионов рублей? – спрашивают они. – Кто вернет эти деньги, если такая компания исчезнет?».
– Я знаю, чего боятся газовики, – говорит руководитель ульяновского Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов. – Боятся взрыва – и социального, и реального. – Я каждый день общаюсь с собственниками жилья и представителями ТСЖ. И начинаю понимать, что реформа в регионах пущена на самотек. Некоторые ДУКи и ТСЖ, еще недавно появившись, уже медленно, но верно идут к банкротству. Управленцы не умеют работать, их этому никто не учит, возникающие проблемы не решаются, старые дома (а их большинство) можно обслуживать только с помощью государства или обмана, никакого противоядия против жуликов нет. Собственникам сказали: берите и правьте, а они даже не могут понять, что происходит. За ходом реформы никто не следит. На три тысячи домов выбором форм управления занимается один чиновник комитета ЖКХ, и никто нормально процессом не управляет – «бьют по хвостам», успевая только заниматься следствием, но не причиной.
Недавно Каленов, однозначный сторонник реформы ЖКХ, сделал неожиданное заявление. Он считает, что, несмотря на все призывы местной власти к выбору формы управления, граждане должны воздерживаться от самостоятельного выбора.
– Сегодня люди оказались не готовы выбирать, – говорит он. – Они не обладают информацией о критериях выбора, об устойчивости компаний, и в первую очередь – финансовой. Пусть это сделает муниципалитет. И пусть почувствует всю ответственность за этот выбор. Быть может, потом рынок жилищно-коммунальных услуг еще сформируется. Но гнать паровоз сегодня, когда еще весь путь в тумане, чревато катастрофой.