Внучатый племянник вождя мирового пролетариата гостил на симбирской земле

Гюнтер Крузе побывал на родине своего знаменитого предка уже в третий раз. Первый его исторический визит состоялся пять лет назад. Тогда господин Крузе пожелал остаться инкогнито. Только благодаря его переводчице Светлане музейные сотрудники узнали, что он – прямой потомок Владимира Ильича. Семья Понтера принадлежит к старинному немецкому роду Гросшопфов, из которого происходила мать Владимира Ульянова -Мария Александровна.

– Тогда я хотел остаться анонимом. Но, к сожалению, меня выдала моя переводчица. В музее как-то все сразу забегали, несмотря на то, что на лицах у сотрудников читалось большое сомнение в моем родстве с Лениным, – вспоминает заморский гость. – Но потом мне разрешили переснять редкие фотографии из архива. А это строго запрещено!

Господин Крузе был очень рад вновь увидеть старую знакомую – сотрудницу Музея-мемориала Ольгу Шалеву. Кстати, в этот раз музейные сотрудники обсудили совместный с Гюнтером проект. В скором будущем на свет должна появиться книга, которая имеет рабочее название «Генеалогический мост: Ульяновск, Ташкент, Байройт, Штутгарт». В этом издании предполагается объединить все имеющиеся материалы о родословной Ленина. Ольга Владимировна лично встретила гостя, сошедшего с трапа теплохода. Вместе они отправились на могилу Ильи Ульянова, где возложили цветы.

– Обычно туристические группы сюда не водят, поэтому он очень обрадовался. Кстати, господин Крузе нам сказал, что в своих выступлениях в Байройте часто вспоминает об Ульяновске, – улыбается Шалева.

Гюнтер также посетил площадь 30-летия Победы, проехался по улице Гончарова, посмотрел гимназию № 1, где учился Ленин, а также отстоял службу в Кирхе. Цель его поездки – не только посещение ленинских мест, но и церквей Поволжья. Он активно сотрудничает с лютеранскими храмами и поддерживает их материально.

– С чего вы начали свои исследования? спросили мы у родственника Ленина.

– Фамилия Гросшопф довольна редкая в Германии. Благодаря своему отцу я очень рано начал интересоваться семейной историей. О происхождении моей матери я знал только то, что она жила в Прибалтике. Потом оказалось, что прадед родился в Петербурге. А в статье журнала «Шпигель» я вычитал, что у Ленина были предки с фамилией Гросшопф. В Германии было очень много пуб-

ликаций о Владимире Ульянове, биографических статей. Я начал их изучать и в одной из них нашел нашу фамилию. Так и узнал, что моя мама и прадед имеют не-

посредственное отношение к Ленину.

– В Ульяновске вы нашли какие-то новые сведения?

– Для меня само по себе большое событие, что я смог сюда приехать. Заранее знал, не могу рассчитывать на какую-то информацию о предках, потому что в СССР эти сведения были под запретом.

– Много ли родственников вы уже нашли?

– В генеалогии считают не только родителей, но и остальных родственников… Если учесть всех, получится порядка тысячи человек.

– Про вас и вашу родственницу – племянницу Ленина, Ольгу Дмитриевну Ульянову, пару месяцев назад сняли телепередачу. Расскажите, как прошла ваша встреча?

– Она произвела на меня сильное впечатление. Об Ольге Дмитриевне я знал только по рассказам сотрудников музея. Напрямую мы не могли поговорить из-за языкового барьера. Она совсем ничего не знала о генеалогии семьи и родственниках по немецкой линии. Я ей ручкой на листе нарисовал родословное дерево семьи Ульяновых. Мы договорились о встрече на следующий день, чтобы я ей более красочно и подробно обозначил генеалогическое древо. Не знаю почему, но мне отказали во встрече. Потом я написал письмо, хотел отправить фотографии, но оно вернулось обратно.

На память об Ульяновске сотрудники Мемориала подарили господину Крузе тарелку с изображением Ленина, семейных фотографий, гимназии, Дома-музея и Мемориала.