Чтобы сократить дорожные расходы, вылететь на заграничный курорт в этом году можно будет прямо из Ульяновска

Сезон отпусков не за горами. Буквально через пару недель большая часть жителей нашего города начнет паковать чемоданы, чтобы отправиться отдыхать. Куда «навострили лыжи» ульяновцы в этом году? Какие страны пользуются наибольшей популярностью у туристов? Стоит ли покупать «горящие туры»? Как правильно выбрать отель? На эти и другие вопросы ответили за «Круглым столом», организованным «Комсомолкой», представители ульяновских туристических агентств.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ:

¦ Директор 000 «Альфа-Тур» Светлана Анатольевна ПРОКОФЬЕВА

¦ Исполнительный директор 000 «Турагентство «Блок» Горячие туры»

Нина Петровна ХАЛИПЕР

¦ Директор 000 «Юпитер-ТУР» Lufthansa City Center Татьяна Владимировна ЛИБЕРТОВИЧ

¦ Директор 000 «МЕГА» Наталья Юрьевна МАРКЕЛОВА

¦ Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Светлана Михайловна ПАВЛУШКИНА

– Какой именно вид туризма и страна пользуются особым спросом у ульяновцев и почему? Какие туры популярны в этом году?

Светлана ПРОКОФЬЕВА: – Максимальным спросом по-прежнему пользуется пляжный отдых. Ульяновцы отдают предпочтение курортам Турции, Испании, Кипра.

Не менее популярны и экскурсионные туры. Радует, что с каждым годом спрос на них увеличивается. Я часто испытываю гордость за российских туристов. Им недостаточно просто увидеть какое-либо здание и услышать, кем и когда оно было построено. Зачастую туристы информированы лучше экскурсоводов и своими вопросами даже ставят последних в тупик. Кстати, пляж и экскурсии можно с успехом совмещать. Испания, Италия, Греция, даже Турция предлагают массу таких вариантов. Нина ХАЛИПЕР:

– У жителей нашего города пользуются популярностью экономичные туры в Турцию и Египет. Люди предпочитают понежиться на пляжах и поплавать в Красном море. Также в числе наиболее востребованных стран -Кипр, Греция, Болгария, Испания, Хорватия.

Наталья МАРКЕЛОВА:

– Фаворитом по-прежнему остается пляжный отдых, хотя и экскурсионные туры приобретают все большую популярность. Что касается направлений, то думаю, что список стран, традиционно популярных летом, не изменится. Это по-прежнему Испания, Кипр, Хорватия, Тунис, Болгария. Прибавилась Черногория. Бестселлером продаж обещает стать Греция, особенно ее островная часть – Родос, Кос, Крит, Корфу. Вообще островной отдых пользуется все большим спросом – ульяновцы предпочитают отдыхать на Майорке, Сицилии, Сардинии… Что же касается всеми нами любимой Турции, то, надо признать, туристы от нее подустали. Однако в Ульяновске эта страна наверняка не потеряет своих позиций. Хорошо, что у нас появилась возможность летать в Турцию из родного города. Кроме того, среди ульяновцев наверняка будут пользоваться спросом страны, вылететь в которые можно из близлежащих городов – Самары и Казани. Ассортимент таких предложений расширяется с каждым сезоном. Сегодня это Турция, Австрия, Болгария, Тунис, Греция, Испания, Кипр, Франция, Чехия, Италия, Германия, Швейцария.

Татьяна ЛИБЕРТОВИЧ:

– На мой взгляд, туры в Турцию и Египет отходят на второй план. Большинство туристов уже побывали в этих странах. Им хочется чего-то нового, более экзотичного. Кроме того, люди перестали бояться дальних перелетов. Многие клиенты выбирают азиатские направления, например, Сингапур, Филиппины, Малайзию, Таиланд. Чартеров туда организуют мало, поэтому перелеты обычно осуществляются регулярными рейсами. Это безопаснее и надежнее. Такие вылеты практически никогда не задерживают, да и техническое обслуживание самолетов всегда проводится своевременно.

– В чем заключаются плюсы и минусы «горящих туров»?

Светлана ПРОКОФЬЕВА: – Плюс у «горящих туров» только один – возможность сэкономить. Если вы готовы лететь любым рейсом, на который остались билеты, жить в любом отеле, в котором остались места, – это вариант подходящий.

Но если вы много месяцев планировали свой отпуск, в мечтах нарисовали каждую его деталь, то «горящий тур» может не оправдать ожиданий.

Часто туристы, пришедшие именно за «горящим туром», меняют решение, понимая, что в этом случае они лишены выбора. А количество предложений в турагентствах, как правило, огромно по каждому направлению – и пляжному, и экскурсионному.

Нина ХАЛИПЕР:

– Несомненный плюс «горящих туров» – цена. Она ниже, чем стоимость путевки, приобретенной заранее. Минусы же заключаются в том, что «горящие туры» требуют оперативности сборов (нужно быстро упаковать чемоданы и добраться до аэропорта). Необходимо знать, что чем ближе дата поездки, тем меньше выбор.

Обычно «горящие туры» покупают очень мобильные люди или те, кто уже собрал чемоданы и специально ждут срочное предложение.

Наталья МАРКЕЛОВА:

– Ох уж, эти пресловутые «горящие туры»… По большому счету, это нереализованный турпродукт с истекающим сроком годности. С другой стороны, это удачный маркетинговый ход. Ведь не секрет, что компании, активно эксплуатирующие названия «горячие», «горящие»… продают не только туры с ближайшими датами вылета, но и все остальные предложения. Если оглянуться на Запад, то там для продажи подобных туров выделяют специальные отделы, подразделения. Либо создают специальные фирмы, так как продажа так называемых «last minute trips» – дело сложное, хлопотное и порой даже рискованное, требующее гибкости, умения быстро ориентироваться в ситуации, постоянно наблюдать за рынком и каждый раз находить наиболее оптимальные пути реализации «проблемного» продукта. У нас, к сожалению, не практикуется подобный системный подход. Просто в последний момент агентства выбрасывают на рынок то, что осталось, не продалось, что «горит».^ Да, эти туры пользуются и будут пользоваться спросом, потому что есть категория туристов, которые мобильны, планируют отдых в последний момент. Но большинство граждан уже не хотят брать «горящие» туры, предпочитая руководствоваться при выборе варианта отдыха собственными пожеланиями, а не сиюминутными колебаниями цены. Татьяна ЛИБЕРТОВИЧ:

– «Горящие туры» в Ульяновске очень популярны, поскольку стоят они на 20 – 50 процентов дешевле, чем обычные. Но я могу сравнить эти путевки с продуктом, у которых заканчивается срок годности. Вы можете его купить и успеть «съесть». Но не факт, что этот продукт будет хороший. То есть турист может попасть совершенно не в ту гостиницу и получить не то, о чем мечтал, планируя поездку.

Если человек ждет «горящий тур» в Турцию или Египет, то он еще может рассчитывать на хороший отдых. А вот поехать с такой бешеной скидкой в Европу не удастся, поскольку в этом случае придется оформлять визу. А на это уходит немало времени.

– Как правильно выбрать отель? Куда лучше ехать отдыхать с детьми? Какие молодежные туры предлагаются в этом году?

Светлана ПРОКОФЬЕВА:

– Правильно выбрать отель – это задача менеджера агентства. Вам нужно просто объяснить, что именно вы хотите получить от отдыха. При одной и той же сумме денег у активного, мобильного человека и у любителя девственной природы абсолютно разные требования. Выбор отеля при пляжном отдыхе тоже отличается от экскурсионного варианта. В первом случае важно местоположение пляжа, набор и качество услуг. Во втором – близость к туристическому центру и местам сбора экскурсионных групп.

Если с вами едут дети, то появляется ряд дополнительных требований: наличие детских бассейнов, водных горок, детского питания и так далее.

Как правило, на курортах Турции и Болгарии можно отдохнуть всей семьей. Здесь есть активные виды спорта для папы, СПА-салоны для мамы и море развлечений для ребенка. Очень насыщенным для детей может быть отдых в Испании. Хорошие пляжи с мелким песком, богатые возможности для экскурсий, несколько тематических парков, например, испанский Диснейлэнд -Порт-Авентура, океанариум, аква-парки – все это зарядит положительными эмоциями на целый год.

Молодежные курорты – это турецкие Мармарис, Аланья, испанская Ибица. Рассказывать о них дело неблагодарное. Там нужно побывать!

Студентам стоит обратить внимание на автобусные туры. Замечательная возможность познакомиться со «старушкой» Европой за небольшие деньги.

Нина ХАЛИПЕР:

– Чтобы правильно выбрать отель, прежде всего нужно точно изложить свои пожелания менеджеру турагентства. Рассказать все, что вы хотите. И постарайтесь прислушаться к советам менеджера.

С маленькими детьми, на мой взгляд, лучше всего ехать в Болгарию, Турцию или на Кипр. Для молодежи и пенсионеров в этом году предлагаются специальные экономичные туры. Их стоимость – от 190 евро. За такие деньги можно отдохнуть в отелях Болгарии, Турции и Египта. Однако рассчитывать, что за такую цену вас поселят в пятизвездочную гостиницу, не стоит.

Кстати, много ульяновских пенсионеров сегодня выбираются на отдых за рубеж. Это дает возможность укрепить здоровье и получить много ярких впечатлений.

Наталья МАРКЕЛОВА:

– А что подразумевается под «правильным» отелем? У каждого свои требования: кому-то нужна большая гостиница с массой услуг, кому-то – тихий спокойный отдых. Одним нравится кафельный пол в номере, другим – ковровое покрытие. Кто-то хочет просто полежать на пляже, а кто-то не прочь отправиться на экскурсии… И советы знакомых не всегда помогут – вкусы у всех разные. Поэтому лучший залог «правильности» – обращение к опытному турконсультанту.

Что касается молодежного отдыха, то есть специальные программы для молодежи, детские и молодежные лагеря с различной тематикой -изучением английского языка, спортивные – «Футбольная академия Дэвида Бэкхема», «Школа волшебства Гарри Поттера», летние курсы при Лондонском университете искусств – «Мода», «Дизайн», «Живопись»… И ассортимент этих программ расширяется с каждым сезоном. Кроме того, в любой стране есть курорты, которые пользуются популярностью именно у молодежи из-за обилия тусовочных мест – баров, дискотек, ночных клубов. Это Ибица, Мальта, Солнечный Берег в Болгарии, Кемер, Бодрум, Мармарис в Турции, Херсонисос, Малья на Крите. Среди молодых людей также популярны автобусные туры. Это самый экономичный способ посмотреть в общем-то недешевую Францию, Чехию, Италию, Португалию…

Татьяна ЛИБЕРТОВИЧ:

– И молодежи, и семьям с детьми я бы посоветовала поехать в Сингапур. Это чистейший город с массой развлечений. Можно побывать в дельфинарии, понаблюдать за жизнью бабочек и насекомых, посетить известный во всем мире музей подводного мира. Это длинный стеклянный коридор, протянувшийся на 80 метров, по которому вы будете свободно передвигаться, наблюдая за жизнью морских обитателей. Впечатление от такой близости с подводным миром никого не оставит равнодушным.

Если хотите что-то подешевле, рекомендую туры в Болгарию или Марокко.

– С 1 июня вступает в силу закон, который должен предохранить туристов от всяких неприятных неожиданностей, связанных с нарушением договора турагентством. Как это скажется на туристическом бизнесе? Не подорожают ли путевки?

Светлана ПРОКОФЬЕВА:

– Закон предполагает, что туроператору необходимо иметь финансовую базу, которая гарантирует его ответственность перед государством и туристами. Сумма гарантий большая: от 500 тысяч до 5 миллионов рублей – и по силам только крупным операторам. Соответственно, возможна некоторая монополизация и удорожание туристических услуг.

Нина ХАЛИПЕР:

– Чаще всего договор нарушают туристические агентства – однодневки. Они создаются с целью быстрой наживы и, как правило, заманивают нереально низкими ценами. Так что, если у какого-то агентства тур в Карловы Вары стоит на 500 евро дешевле, чем у всех остальных, значит, что-то здесь не так. Не может пакет, который включает в себя качественное лечение, стоить так дешево. А вот если откладываются чартерные рейсы, это не наша вина. И в договоре такие обстоятельства должны оговариваться.

Что касается закона, гарантирующего компенсацию туристам стоимости путевки, то он, на мой взгляд, прежде всего приведет к удорожанию туров и монополизации рынка этих услуг. Все это сделает отдых менее доступным.

Татьяна ЛИБЕРТОВИЧ:

– По моему мнению, на крупных агентствах это никак не скажется. А потому и на стоимость путевок никак не повлияет.

– Туристический бизнес сегодня не подлежит лицензированию. Как это влияет на развитие бизнеса? Не придут ли вследствие этого на рьшок недобросовестные агентства?

Светлана ПРОКОФЬЕВА:

– В Ульяновске недобросовестные агентства существовать и развиваться не смогут. Город у нас маленький, и слухи распространяются мгновенно. В фирму с плохой репутацией люди просто не пойдут. Поэтому отмена лицензирования на ульяновском рынке туристических услуг никак не скажется.

Нина ХАЛИПЕР:

– Если в Ульяновске открывается агентство, то всем ясно, кто за ним стоит. А вот для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов это может стать серьезной проблемой.

Наталья МАРКЕЛОВА:

– На волне эйфории по поводу отмены лицензий уже открывается много новых туристических агентств. Однако не думаю, что это «недобросовестные» агенты. Скорее, это заложники иллюзии легкости туристического бизнеса. Я, например, неоднократно слышала: «Вот, я уже несколько раз съездил на отдых, теперь все знаю, открыл туристическое агентство…». Но отдых и работа в индустрии гостеприимства – это совершенно разные вещи. Кроме того, в сложившейся ситуации туроператоры тоже будут с осторожностью подходить к выбору партнеров, предпочитая сотрудничать с теми агентствами, которые доказали свой профессионализм, надежность, лояльность. В любом случае время и рыночные отношения все расставят на свои места. Татьяна ЛИБЕРТОВИЧ:

– Думаю, что отмена лицензирования не станет причиной появления агентств-однодневок. Слишком большие расходы приходится нести на организацию бизнеса, чтобы потом все это похоронить ради сиюминутной выгоды. Более того, я не считаю, что наличие лицензии говорит о том, что агентство хорошее. Я бы посоветовала обращать внимание на отзывы об этой фирме и на ее заслуги. Например, аккредитацию в международных организациях.

– Что делать, если туроператор (турагентство) не соблюдает договор?

Светлана ПАВЛУШКИНА:

– В первую очередь я советую внимательно читать договор. Обычно в нем учитываются все нюансы. Кроме того, до вас

должна быть доведена информация о том, какие обычаи существуют в стране, куда вы купили путевки, и какие прививки необходимо сделать для вашей безопасности.

Если же вам что-то не понравилось, то в течение 20 дней после приезда домой из путешествия вы вправе обратиться с претензией в туристическое агентство там, где покупали тур. Заявление рассматривается в течение десяти дней, затем фирма обязана объявить вам свое решение по этому вопросу. Если результат вас не устроил – обращайтесь в судебные органы или контролирующие организации, например, к нам. Кстати, если у вас есть вопросы по договору, то вы можете проконсультироваться с нами еще до его заключения. Тогда вы избежите многих проблем.