Городская Дума увлеклась аппаратными играми

Накануне Дня Победы в Ульяновской городской Думе прошли позиционные бои – разыгрался парламентский кризис. В тайне от прессы было созвано срочное внеочередное закрытое заседание Ульяновской городской Думы с одним вопросом – о снятии с должности первого зампреда Думы Александра Данилова.

Серьезность происходящего косвенно подтверждает появление на заседании областного министра регионального развития и Главного федерального инспектора. События развивались стремительно. В пятницу было принято решение о необходимости снятия, в понедельник – собрание. Как пояснил один депутат, – чтобы никто не успел предпринять упреждающие действия. Основанием стало заявление 17-ти депутатов. По регламенту для обсуждения внеочередного вопроса необходимо 18 подписей. Восемнадцатым стал сам председатель, который вместо визы на заявлении поставил порядковый номер и написал: «Согласен. Присоединяюсь».

Можно было предположить, что для экстраординарного вопроса были весомые аргументы – например, предательство, обман, коррупция. Даже «уголовка» для Думы – не очень весомая причина, поскольку даже требование прокуратуры лишить мандата одного из депутатов, осужденного за уголовное преступление, не было выполнено. Причины «чрезвычайки» остались не понятными – прозвучавшие на заседании обвинения в адрес зампреда, по оценкам необвинявших депутатов, легковесны и надуманы. Почему, например, зампред имеет слишком много претензий по бюджету, затягивая его принятие, или о том, что не так подошел к обсуждению кандидатуры почетного гражданина города. В общем, смешные вопросы, которые можно было решить в рабочем порядке, не вынося их на «секретное» заседание. Вероятно, потому кто-то и сказал, что не надо оправдываться, потому что все равно дело не в этих претензиях.

– Просто это ответ на «первую городскую революцию», – считают сторонники зампреда.

В конечном итоге для смещения вице-спикера не хватило четырех голосов. Революция снова не удалась.

Первая неудачная революция была чуть больше месяца назад, когда часть парламентариев хотела поставить вопрос о смещении самого спикера. Они были недовольные тем, что председатель самовольно распоряжался сметой Думы, ни перед кем не отчитываясь, при этом одни депутаты получали в СМИ особые преференции, другие – нет. А не за горами выборы. «Фактически сложилась диктатура председателя», – сказал один из депутатов, тут же попросивший не называть его фамилию, что лишь подтвердило ненормальность обстановки. Набрать 24 голоса для решения вопроса тогда тоже не получилось: к заседанию ряды революционеров поредели.

– Их было 15 депутатов, – говорит председатель гордумы Василий Гвоздев. – Из них потом пятеро отзвонились Гвоздеву о том, что они снимают свои подписи. Тогда, 28 марта, я признал свои недоработки. Но хочу, чтобы сегодняшние события рассматривалось как месть. У меня претензии к заму по профессиональному признаку.

В то же время спикер среди претензий вновь упоминает, что Данилов «был инициатором конфликта, который развивается в Думе уже в течение месяца».

Как будут развиваться события дальше – пока не известно. Дума осталась расколотой пополам, признают обе стороны, и, к сожалению, попытка «второй революции» только усугубила раскол.

Доктор политических наук Нина Дергунова отказалась комментировать события, мотивируя это тем, что гордума «очень закрыта» и недоступна для их исследований. Другой политолог – Юрий Новопашин, пристально исследующий городскую власть, считает, что реальные причины раскола отличаются от заявленных. Разногласия, по его мнению, скорей всего экономические, и связаны с вопросами приватизации городской собственности. Спикер предлагает в этой сфере быстрые решения, зампред, хорошо знающий экономику, – комплексные. Но дело в том, что более половины депутатов Думы прямо или косвенно связаны с различными сферами бизнеса, весь представительный орган буквально переплетен латентными неформальными связями и интересами. И личные бизнес-интересы наслаиваются на общественные, отсюда – перераспределение депутатских «взглядов» в зависимости от конкретной выгоды. Этим, кстати, при желании может умело пользоваться исполнительная власть города и области, что, вероятно, и делает.

Почти полтора месяца гордума занималась аппаратными играми. Характерно, что теперь обе стороны конфликта теперь заговорили о том, что необходимо прекратить «боевые действия».

– Надо искать компромиссы и спокойно работать, не может быть так, что все мнения совпадают, – говорит зампред.

– Сейчас наша обязанность – сплотить гордуму, – повторил спикер. – Поэтому я призвал всех: забыть о том, что произошло, и начать работать.

По мнению Гвоздева, парламентский кризис преодолен. По мнению наблюдателей, он может повториться, если на общественные интересы у депутатов вновь начнут наслаиваться личные.