ЕСЛИ где-то «плохо лежат» государственные деньги, тут же находится тот, кто постарается их прикарманить. Эта народная примета на днях в очередной раз нашла подтверждение в ходе проверки, учиненной прокуратурой Ульяновской области.
Интерес «ока государева» вызвало расходование средств, выделенных на реализацию национального проекта поддержки АПК. И, специально не целясь, прокуроры сразу попали в точку.
Известно, что в рамках проекта «Развитие АПК» предусмотрено предоставление льготных кредитов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Поскольку возмещение части затрат заемщиков по уплате процентов банку обеспечивает федеральная казна, кредиты должны использоваться строго по целевому назначению. Но соблазн поживиться за счет бюджета велик. И вот житель села Старая Куликовка, получив в банке 250 тысяч рублей на покупку скота и строительство помещений, затем подал соответствующее заявление в департамент сельского хозяйства, предоставил документальное подтверждение целевого использования ссуды и получил частичную компенсацию уплаты процентов. Однако, как выяснила прокуратура, договоры и акты оказались фиктивными, потому что в реальности никакого строительства не было.
Аналогично получила компенсацию по процентам и жительница Ульяновска, которая приобрела корма и скот на заемные 300 тысяч рублей. Но и в этом случае приобретение было липовым.
Житель Глотовки одолжился в банке на покупку племенного скота, однако, к примеру, вместо шести породистых свиней, как следовало из документов, в реальности купил четыре беспородные хрюшки, аналогичные сделки были оформлены и по крупнорогатому скоту. Так что в результате заемщик хорошо «сэкономил», потратив не 168 тысяч рублей, подтвержденных фальшивыми справками, а всего 55 тысяч. Жители села, привыкшие доверять друг другу, ставили свои подписи, не читая договора, глава администрации Глотовки, тоже привыкший доверять землякам, также не глядя заверял справки.
И на бумаге расцветало животноводство на подворьях, прославляя нацпроект, что регулярно проходило в отчетах и пресс-релизах областного правительства и сельских муниципалитетов.
– Государство понимает, что есть наиболее уязвимые сферы социума, где влияние и помощь государства жизненно необходимы, – говорит старший помощник прокурора Василий Зима. – А социум тем временем по старой привычке хоть кусочек бюджетных средств да старается оторвать лично себе.
Теперь по всем фактам мошенничества возбуждены уголовные дела. Те, кто чтит Уголовный кодекс, знают, что за такое дело грозит до двух лет лишения свободы.
В прокуратуре не исключают, что в деле нацпроектов есть и более изощренные схемы, по которым могут уводиться еще более крупные деньги, но верят, что и эти ребусы со временем будут разгаданы.