– Моя жизнь началась с войны, – рассказывает дважды орденоносец Иван Михайлович Кузнецов, на счету которого – 17 медалей, – еще
ничего не успев повидать, я сразу попал в этот страшный котел под названием «война». Мое счастье, что я уцелел, хотя прошел и десантные, и пехотные, и артиллерийские войска. Везде побывал, все на себе испытал.
С родного села в Архангельском районе Воронежской области Ивана Кузнецова забрали на фронт 15 марта 1943 года, спустя всего два месяца после 17-летия.
На учебном пункте 17-летний юноша, который раньше-то и поезда не видел, пробыл три месяца, а потом попал в Белоруссию, на 3-й Украинский фронт, в 17 гвардейскую десантную бригаду, позже переведенную в пехотную. Со своей частью Иван Михайлович прошел пол-Европы. Белоруссия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Австрия – вот маршрут его движения. И все с оружием в руках, и все пешком.
По словам Ивана Михайловича, самому стрелять не страшно, слышать, как пули свистят и рвутся гранаты, тоже не страшно. В бою просто некогда об этом думать, потому что нужно выполнять свою работу и стараться выжить. Страшно становилось потом, когда уже кончался бой, а еще страшнее – сейчас, по прошествии стольких лет. Поэтому и не любит рассказывать Иван Михайлович о войне. Даже фильмы о тех страшных годах старается не смотреть, ведь воспоминания, как их не прогоняешь, начинают одолевать.
День Победы 45-го года встретил Иван Михайлович в госпитале, куда попал 9 апреля после боя за столицу Австрии Вену, в котором его ранило. На тот момент он был наводчиком 45-миллиметровой противотанковой пушки, которую и разбили фашисты. (Кстати, в ходе боев за Вену наши войска разгромили 11 танковых дивизий немцев, взяли в плен более 130
тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили и захватили много техники и военного имущества врага).
Сразу после демобилизации в июне 1946 года Иван Михайлович переехал в Куйбышев, ныне Самару, где и проработал 24 года, до самой пенсии, в 16-й военизированной пожарной части нефтеперерабатывающего завода сначала простым пожарным потом командиром отделения. После войны работа пожарного не казалась сложной и опасной, хотя часто приходилось рисковать своей жизнью, спасая людей из огня. Со своей будущей женой Александрой познакомился там же, в части. После свадьбы им как молодоженам дали рабочий кабинет в семь квадратных метров. О доме, квартире теперь уже семейному фронтовику пришлось думать самому, тем более что появились дети – Маргарита и Анатолий. Трудно приходилось в послевоенные годы, многого не хватало. Да и потом жизнь пожарного оставляла желать лучшего. Приходилось подрабатывать, потому что заработной платы катастрофически не хватало, и не поднять бы ему семью с таким небольшим достатком. Оказывается, не только сейчас государство невысоко оценивает жизнь людей, которые, рискуя собой, идут в огонь и спасают других. Всегда так было, годы идут, а ничего не меняется. О том, чтобы перейти на более спокойную работу фронтовик не думал. Зачем с места на место прыгать? Работаешь – значит надо работать дальше.
Сейчас Иван Михайлович живет в Ульяновске, куда переехал в 1972 году после того, как вышел на пенсию. После развода с женой уже 30 лет самостоятельно ведет свое нехитрое хозяйство. Все было бы хорошо, только старость и болезни не дают спокойно отдыхать ветерану. Да, еще частенько взгрустнется ему из-за того, что завоевали Победу, отстояли Родину, а Родина-то и забыла о своих героях. Поздравления, подарки перед праздниками – вовсе не та помощь и внимание, которую ждут ветераны. Хотелось бы им от государства реальной поддержки, а вместо нее они получают очередь на необходимые лекарства длиною в месяц, очередь на положенные машины, длящиеся годами, «молчание» в период гласности, когда даже невозможно узнать, на что имеешь права, а на что нет. Но, несмотря на все это, Иван Михайлович считает себя счастливым человеком:
– Иногда лежу и думаю: неужели это правда, что я остался жив? Сам себе не верю. А ведь мне, и вообще нашей семье, повезло. Мама, Наталья Ивановна, четверых нас, своих сыновей, поочередно отправила на фронт, и всех дождалась, хотя и все были ранеными. К сожалению, далеко не всем матерям так везло.
– 9 Мая – это великий праздник для нас, – добавляет Иван Михайлович. – Такой праздник забывать нельзя ни старым, ни малым. Что было бы сейчас, если бы мы не победили в 45-м году?.. Не дай Бог, чтобы война повторилась.