Михаил Гуцериев известен в Ульяновске хорошо – в состав его нефтяной компании «Русснефть» входят две ульяновские фирмы – «Ульяновскнефть» и «Нафта-Ульяновск». Бизнесмен не раз бывал в нашем городе и даже дарил что-то вроде «уазиков-санитарок». В общем, принимали его здесь как своего…

И вдруг такая новость! Следственный комитет при МВД России сообщил, что 4 мая этого года в рамках расследования уголовного дела № 248120 Михаилу Гуцериеву предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве, совершенном организованной группой в особо крупном размере. Ходят слухи, что бизнесмену могут предъявить обвинение в неуплате большой суммы налогов.

Сам Гуцериев информацию о предъявлении ему обвинений опровергает. Он утверждает, что обвинение предъявлено гендиректорам двух дочек «Русснефти» – «Ульяновскнефти» и «Нафта-Ульяновск». Им предъявили распространенное обвинение в сверхлимитной добыче. Однако отметил «король» ульяновской нефти, что превышение невелико – всего 40–60 тысяч тонн. К тому же в тот момент компании не входили в состав «Русснефти». Он сообщил, что его лишь вызывали на допросы.

Между тем Гуцериев уже давно балансирует на грани уголовного дела. Вопросы к «Русснефти» у властей возникли еще в конце прошлого года. Именно тогда были возбуждены дела против компаний «Ульяновскнефть» и «Нафта-Ульяновск». По подсчетам работников прокуратуры, дочерние предприятия «Русснефти» в общей сложности незаконно получили около 7,7 миллиарда рублей. Тогда Гуцериев действительно проходил по делу как свидетель, но сейчас, судя по всему, его отношения с властями обострились, и он из свидетеля превращается в обвиняемого.

По словам эксперта юридической фирмы «Вегас-Лекс» Сергея Никольского, по предъявленному обвинению Гуцериеву может грозить штраф в размере 100–500 тыс. рублей либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет. Если же главе «Русснефти» предъявят обвинение и в неуплате налогов, к штрафам (или сроку лишения свободы) могут быть приплюсованы еще от 200 до 500 тыс. рублей, либо предприниматель получит до шести лет тюрьмы с трехгодичным запретом после освобождения занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Правда, Никольский полагает, что штрафные санкции к Гуцериеву применены не будут. «Штрафы возможны только как компромиссный вариант», – считает юрист. Поддержал Никольского и один из его коллег. «Дело больше политическое, – поясняет эксперт одной из юридических фирм. – Предъявленные обвинения станут элементом торга за активы Гуцериева».

Судя по всему, сейчас такой торг идет. Косвенно это подтверждается тем, что Гуцериев и представители МВД дают разную информацию о статусе предпринимателя – свидетель он или обвиняемый. Ведь претензии, которые предьявлены Гуцериеву, можно предъявить ко всем нефтяникам. Незаконное предпринимательство – любимый повод наезда силовиков на нефтяников. Компании обязаны согласовывать с государственными органами установленный лицензией лимит добычи. Однако количество скважин у активной компании варьируется, и многие нефтяники вольно или нет добывают больше, чем разрешено. Поэтому когда нужно припугнуть компанию, проще всего обвинить ее в выкачивании нефти из неучтенных скважин.

Такой характер обвинения говорит о том, что власти вполне могут и отыграть назад, если бизнесмен пойдет на уступки. Судя по всему, усиление давления на Гуцериева не связано с политикой. За свою долгую жизнь в крупном бизнесе он, конечно, не мог не соприкасаться с российской политикой, всегда тесно связанной с экономикой. Например, он когда-то финансировал ЛДПР и даже работал в качестве вице-спикера Госдумы, но при нынешнем президенте он политики подчеркнуто сторонился.

Главной причиной возникновения дела является, скорее всего, сама компания Гуцериева. «Русснефть» – одна из немногих независимых компаний, которые реально представляют интерес. На рынке давно ходят слухи, что Гуцериеву уже предлагали продать компанию, однако он отказался. Причем дело было не только в цене, хотя, по слухам, она была не очень большой. Гуцериев просто не хочет расставаться со своим бизнесом. Однако скоро на рынке не останется независимых нефтяных компаний и Гуцериеву придется уступить. Поглощены будут и более крупные игроки. Эксперты утверждают, что в скором времени следует ожидать слияния «Русснефти» с «Сургутнефтегазом».

Единственной крупной нефтяной компанией России, которой не грозит в ближайшее время смена собственника, по мнению Разуваева, является «ЛУКойл». Деятельность и структура «ЛУКойла» «прозрачны», компания лояльна по отношению к государству.

В сравнении с такими игроками «Русснефть» выглядит весьма скромно, и потому ее поглощение не вызовет большого резонанса. Оно может состояться и сейчас, до президентских выборов.