Аналитики пытаются предсказать судьбу его финансовой империи

Политические интересы Михаила Гуцериева в южных регионах России могли стать причиной интереса правоохранительных органов к НК “Русснефть” и ряду других компаний, входящих в финансовую империю олигарха.

Как отмечают аналитики, недовольство Кремля могла вызвать поддержка, которую Гуцериев оказывает ингушским политикам, находящимся в оппозиции к президенту республики генералу ФСБ Мурату Зязикову. В ситуации, когда обстановка в Ингушетии далека от стабильной, наличие серьезного игрока с политическим амбициями в регионе не может не раздражать руководство республики. Стоит отметить, что Михаил Гуцериев (сам дважды избиравшийся в Госдуму депутатом от Ингушетии) впервые вступил в противоборство с федеральным центром в 1994 году, когда на выборах президента Ингушетии поддержал своего брата Хамзата Гуцериева в борьбе против кремлевского кандидата Зязикова. С этим политическим демаршем ряд СМИ до сих пор связывают поледовавшую отставку будущего владельца “Русснефти” с поста президента “Славнефти”.

Формулировка “политические амбиции” порождает у российского делового сообщества неприятные ассоциации с “делом ЮКОСа”. Только ленивый не провел параллели между атакой на “Русснефть” и процессом, закончившимся полным исчезновением и распродажей активов империи Михаила Ходорковского. В войне против ЮКОСа Михаил Гуцериев так же неожиданно вступил в проивостояние с Кремлем, поспешно скупив через свои структуры целый ряд “юкосовских” активов на крайне выгодных условиях. В результате, как полагают эксперты, владелец “Русснефти” навлек на сегбя гнев высокопоставленных кремлевских чиновников, так как нарушил негласное соглашение, по которому первоочередное право на активы ЮКОСа имело государство.

Впрочем, даже самые пессимистично настроенные комментаторы сходятся во мнении, что Гуцериев вряд ли повторит судьбу бывших владельцев ЮКОСа. Скорее, считают аналитики, ему грозит потеря бизнеса – активы компаний, входящих в сферу влияния Михаила Гуцериева может быть продан “околокремлевским” инвесторам со значительным дисконтом. Самыми привлекательными объектами для покупки конечно считаются нефтяные активы “Русснефти”. Однако, учитывая клановую структуру бизнеса семьи Гуцериевых, вряд ли олигарху позволят оставить в сфере своего влияния такие компании, как “Бинбанк”, ПФК “БИН” и “Русский уголь”.

Сейчас эти структуры пытаются дистанцироваться от негатива, связанного с именем Гуцериева, но обыски, проведенные в “Бинбанке”, возглавляемом племянником олигарха Михаилом Шишхановым являются подтверждением версии, что под ударом окажется вся “группа БИН”. Тогда в Следственном комитете МВД РФ не исключили, что банки являются пособниками “Русснефти” в серых схемах ухода от налоговю. Возможно, что именно “Бинбанк” является следущим объектом атаки со стороны Кремля. Эту финансовую структуру не раз обвиняли в том, что она выступает “кошельком” Гуцериева в его политических проектах; засветился “Бинбанк” и в недозволенной Кремлем скупке нефтяных активов ЮКОСа для “Русснефти”. Кроме того, интерес могут вызвать и такие активы Михаила Шишханова, как крупнейший московский застройщик “Моспромстрой” (акции были скуплены “Бинбанком” при посредничестве компании “Росбилдинг”).

Напомним, что официально М. Гуцериев обвиняется в незаконном предпринимательстве. Обвинение по ст.171, ч.2 УК РФ “незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, в особо крупном размере”, – было предъявлено еще 4 мая этого года. Эти же обвинения были предъявлены также “соратникам” М. Гуцериева – главе компании “Ульяновскнефть” Виктору Курочкину, вице-президенту Русснефти Сергею Бахиру и главе компании “Нафта-Ульяновск” Игорю Еланскому. Согласно законодательству, только по этому обвинению Гуцериеву и его компаньонам грозит до 6 лет тюрьмы.