В первой части нашей беседы директор Ульяновского Асфальтобетонного завода Валерий Стародубцев высказал свою точку зрения на возможные причины критического состояния городских транспортных коммуникаций. Однако определить, кто виноват, – это только половина дела. Есть не менее важный вопрос: «Что делать?». Об этом читайте во второй части интервью.
– Кстати, раз уж речь зашла о ямочном ремонте: очень многие его качеством недовольны. Некоторые даже говорят, что он не столько помогает, сколько вредит.
– Недовольство людей понять можно, ведь им хочется, чтобы ситуация была совершенно иной. И нам очень хочется. Но без ямочного ремонта никак не обойтись. Это не чисто российское изобретение, он и на Западе широко используется. Только вот дело в том, что там это вспомогательная мера, а у нас основная. На некоторых участках постоянный ямочный ремонт привел к тому, что дороги полностью состоят из подобных лоскутов. В таких условиях становится невозможным даже аварийное восстановление. Начинаешь фрезами поднимать асфальт на одном клочке, а он тянет за собой 15 – 20 метров полотна. Однако на сегодняшний день это пока единственная мера, которая помогает поддерживать большое количество автодорожного полотна в терпимом состоянии. За рубежом работают в том цикле, о котором я говорил, выдерживают нормы, стандарты, сроки службы. У нас же период безвременья и бесхозяйственности привел к массовому разрушению дорог. По сути дела, наступил критический момент, когда истощаются все резервы нужны экстренные меры.
– Вопрос о мерах, пожалуй, главный. Что же делать? Еще больше денег выделять?
– И денег тоже. Но не с них все начинается и не ими заканчивается. Минимальный объем ассигнований, необходимый Ульяновску для наведения порядка в автомобильной инфраструктуре, – полтора миллиарда рублей. То есть в 10 раз больше, чем сейчас. Но даже если эти деньги вдруг завтра свалятся с неба, все равно технологически и физически их невозможно освоить в полном объеме… Нужна тотальная реконструкция производства. Асфальтобетонный завод не менял оборудование на протяжении последних 25 лет. Да, на тот момент, в начале 80-х, мы были в авангарде: у нас стояло немецкое оборудование, считавшееся одним из лучших. Асфальт, уложенный в те годы, держится до сих пор! Но, сами понимаете, прошлыми успехами сыт не будешь.
– То есть необходимы финансы не только на проведение работ, но и на модернизацию предприятий?
– Нужно идти еще глубже. Изначально требуется новая техническая документация. Она должна разрабатываться с учетом современных требований. Все дороги надо проанализировать как по нагрузке, так и по составу, начиная от дорожной подушки. Износ дороги прямо пропорционален нагрузке на нее. Если основание дороги рассчитано на пятитонный транспорт, а по ней ездят большегрузные фуры, то какой бы хороший асфальт мы ни укладывали, он придет в негодность очень быстро. Такую программу нужно разрабатывать и осуществлять как минимум на обастном уровне при солидной поддержке федерального центра. А по большому счету, она должна стать общероссийской, наподобие действующих национальных проектов. Вот с таких позиций можно разговаривать. Придать дороге отличный внешний вид можно, но это на год – два, не больше. Но есть объективные ограничения: я могу поднять 80 килограммов, но не в силах нести 200, хоть что делай со мной.
– Сейчас ведется много разговоров об инвестициях, и вы в одном из своих интервью обмолвились об их необходимости. Как обстоят дела с этим аспектом?
– Инвестирование непосредственно в строительство дорог – дело практически невероятное. Тем, кто вкладывает деньги, нужна отдача, реальная прибыль, а что можно получить от дорог? Их ремонт – дело социальное. Вне города воз- ¦ можно строительство платных шоссе, туда средства будут вкладывать. Я же вижу другой подход – инвестирование в предприятия, которые занимаются обслуживанием дорог. Думаю, это перспективная сфера. Уже есть первые ласточки: крупный ульяновский предприниматель недавно вложил деньги в одну из дорожно-строительных компаний, взял бразды правления в свои руки. Она уже выиграла несколько лотов на тендере и в этом году хочет продемонстрировать новый бизнес-подход в действии. Но снова повторюсь: нужна программа. Будет она, начнут выделяться средства – инвесторы подтянутся.Закономерность такая: деньги идут к деньгам.
– Вы управляете большим предприятием и также являетесь человеком государственным, депутатом Гордумы. Знаете много того, что неведомо большинству. Можете сказать, когда появится такая программа и появится ли вообще?
– Недавно губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сообщил обнадеживающую информацию: в Москве готовится серьезное финансовое вливание в муниципалитеты, чтобы они могли привести в норму свое дорожное хозяйство. Суммы в кулуарах фигурируют разные, так что пока нет возможности говорить конкретно. В таких подвижках прослеживается четкая закономерность: невозможно осуществить приоритетные национальные проекты, которыми сейчас живет вся страна, без развитой инфраструктуры. Это понимают и в Москве, и на местах. Сергей Иванович очень внимательно относится к таким вопросам, регулярно делает объезды, запрашивает данные, держит руку на пульсе.
Хочется также сказать о главе города Сергее Ермакове, отметить его понимание значения автодорог в городе. Он уделяет серьезное внимание вопросам транспортной инфраструктуры. То, что уже второй год из бюджета на дороги выделяются суммы, превышающие во много раз прежние ассигнования, – его заслуга. И сейчас их большими не назовешь, но 150 миллионов – это ведь не три и не пять, которые были раньше. У мэра активная позиция, он сам заинтересован в решении транспортных проблем. В такой атмосфере совсем по-другому идет работа.
– Сейчас только ленивый не критикует власти и до-рожно-строительные организации за состояние дорог. Как вы к этому относитесь?
– Критика разная бывает. На оголтелую, типа «Да вы ничего не делаете», я просто не обращаю внимания. Те люди, которые так говорят, либо вообще ничего не понимают в дорожном хозяйстве, либо не хотят понимать. Они не учитывают, что периоды застоя, которые были при двух последних мэрах города, довели городские артерии до подобного состояния. Не нужно думать, что дороги – только ульяновская беда. Ситуация по всей стране примерно одинаковая. Есть в развитых городах две-три идеальные трассы. И все. В Казани к Кремлю ведет идеальная дорога, а за его стенами
вообще нет асфальта.
Возможно, такие критики верят в чудеса и думают, что все совершается по взмаху волшебной палочки. Высказывания в подобном тоне я просто пропускаю мимо
ушей. А есть серьезные люди, профессионалы, которые имеют объективное представление о проблеме. Естественно, с такими идет полноценная плодотворная дискуссия.
– А что можете сказать по поводу недавней публикации в одной из местных газет о некоторой коррупционной подоплеке отношений Асфальтобетонного завода и мэрии?
– Я не особенно удивился, когда появилась эта заметка. В очередной раз газета, известная своими грязными приемами, передернула и переврала все. Что здесь можно ответить? Люди не соблюдают элементарной этики. Не только профессиональной, но и житейской. Человека может признать виновным только суд. Если уж взялись информировать людей – информируйте, давайте точные данные, а не собственные домыслы. Каждая копейка в сделке, которая стала предметом обсуждения, прозрачна. Прокуратура смотрит, проверяет -это ее право, работа у них такая. А нам стыдиться и бояться нечего.
– Какой сегодня у вас главный повод для оптимизма?
– Программа «Городские дороги» в действии. Бюджет капитального ремонта со следующего года будет приниматься на три года – станет возможным среднесрочное планирование. Это сильно изменит работу в лучшую сторону. А если подключатся область и федеральный центр, а это обязательно будет, в течение трех лет мы
сможем сдвинуть камень с мертвой
точки.
– Валерий Григорьевич, разрешите в заключение нашей беседы поздравить Вас с 60-летним юбилеем и пожелать Вам всего самого наилучшего, побольше здоровья и сил, новых успехов в «битве» за хорошие дороги!
– Спасибо большое! Будем дальше «сражаться»!