Чтобы накопить на «железного коня», люди годами питались одной картошкой и макаронами
Обладать автомобилем в Советском Союзе значило принадлежать к особой касте людей. Владельцы «железных коней» чувствовали себя настоящими хозяевами жизни. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть советские фильмы. Чего только стоит картина «Берегись автомобиля»! Правда, положа руку на сердце, угоны машин в те благословенные времена случались, мягко говоря, не часто. Да и из-за пробок на дорогах граждане не страдали. Зато с сервисным обслуживанием была беда. Но самой большой проблемой считалось приобретение авто. Мало того, что машины стоили недешево. Так еще на них была большая очередь!
Машина сделала меня счастливым
В силу свого возраста я не мог во времена СССР обладать машиной. А вот мой отец входил в «племя» автолюбителей. Первой машиной в нашей семье была «копейка». Так теперь ее пренебрежительно называют. А в то время это был настоящий народный автомобиль. Мне эта машина почти не запомнилась. Зато следующий автомобиль, приобретенный родителями, оставил в моей душе яркий след. Это были ярко-желтые «Жигули» ВАЗ-2103. Люк-совый вариант, между прочим. Никогда не забуду солнечное летнее воскресное утро. Мы собираемся выехать на природу, а из радиоприемника пела Алла Пугачева «Лето, ах лето». Не было в тот момент ребенка счастливей меня!
Предприятие «одарило» «Москвичом»
– В 1980 году я работал на бензовозе, – рассказал читатель «Комсомолки» Евгений Занозин. -Имел репутацию очень хорошего работника. Как тогда говорили, был на хорошем счету. За это родное предприятие подарило мне машину! Точнее, мне разрешили купить автомобиль вне очереди. Поскольку, чтобы ее приобрести, нужно было стоять несколько лет в очереди, это был поистине царский подарок. Правда, сразу же встал вопрос, где взять деньги. Пришлось снять со сберкнижки все накопления и занять у родственников.
Мне, конечно, хотелось купить «Жигули», но в магазине были только «Москвичи». Но я не расстроился. Эти авто стоили дешевле. Так я стал владельцем синего «Москвича-2140». Это была относительно новая модель, так что смотрелся я очень современно. А семья моя вообще была в восторге.
Первое время я от своей машины не отходил. Даже колеса снял, чтобы посмотреть, как именно их прикрутили. Кстати, «Москвич» прослужил мне 15 лет.
Чтобы КУПИТЬ «ЖИГУЛИ»,приходилось на всем экономить
– Мой муж всегда очень хотел купить машину, – рассказала Анастасия Смирнова. – Из-за этого наша семья много лет жила на одной картошке с маргарином. Экономили на всем. Мою зарплату целиком откладывали, а на другую – жили. Причем купить авто в магазине было невозможно. Очередь расписывали на несколько лет вперед. В основном все получали машины с помощью предприятий.
Первую машину мы получили через Барышскую передвижную механизированную колонну. Мой муж работал в тресте «Стройме-лиорация», в отделе снабжения. Эта организация договорилась о том, чтобы, так сказать, улучшить снабжение,выделить «талон» на приобретение машины В те времена на село почему-то больше машин распределяли.
Помню, ехали мы в автомагазин (он находился на улице Маяковского) и думали, какой цвет достанется. Мечтали: лишь бы только не серый. Приходим, а там только серые. И все! Откладывать покупку не хотелось, поэтому купили то, что было. Шел 1972 год, поэтому ВАЗ-2101 была достаточно популярной машиной. Хотя уже появились «одиннадцатые» (ВАЗ-21011) и «тройки» (ВАЗ-2103). Но самое главное, «копейка» стоила дешевле. В начале семидесятых – 5500 рублей. Причем тысячу рублей нам пришлось занять у очень скупого родственника под проценты. Инфляции в СССР практически не было. По сберкнижкам начисляли один процент годовых. И только по срочным вкладам давали три. Так вот родственник и дал нам под три процента! В те годы такие коммерческие отношения были большой редкостью.
Муж считал, что машины нужно менять, поэтому в 1978 году мы продали наши первые «Жигули». Авторынков тогда не было. Мы приезжали к автомагазину и ждали, когда подойдет покупатель. Спустя шесть лет эксплуатации, нашу машину оценили в шесть тысяч рублей. То есть дороже на 500 рублей, чем мы ее покупали. Причем это была очень низкая цена. Покупатель остался довольным.
Следующую машину выделили уже мне, как председателю профкома. Мы опять заняли денег, правда, теперь у родителей, без процентов. И купили ВАЗ-2103. Через два года муж у меня погиб. Машину продали по рыночной цене – за десять тысяч рублей. Я раздала долги, а остатки денег положила на книжки детям. Все эти сбережения пропали в 1991 году.
«Запорожец» любит скорость
– О машине мечтал с детства, -пишет Анатолий Долгов. – В 1978 году мои грезы стали явью. Я купил «ЗАЗ-967», в народе называемый «ушастым «Запорожцем». Машине было уже лет 15, поэтому обошлась она мне в сущие копейки – две тысячи рублей. Я на этом «Запорожце» три дома построил! Использовал ее и как грузовик, и для выездов на природу. Проходимость отличная. Правда, однажды застряли мы капитально. Ехали с женой в Сур-ский район в поселок Кувай.А на дороге случилась авария. Ну, я и решил на своем «Запорожце» объехать по полю. Была зима. Утонули мы по самую крышу. Еле вылезли. Два часа мерзли, ждали, когда нас вытащат Единственная проблема всех «Запорожцев» – это перегрев двигателя. Некоторые даже умудрялись сами монтировать дополнительную масляную систему охлаждения. Но когда я пожаловался на перегрев товарищу, он меня раскритиковал. «Запорожец» любит скорость!», -говорил он. На скорости «уши» больше захватывают воздуха, и двигатель охлаждается. Ух, как же я гонял! Не машина – зверь.
Использовали машину для путешествий
– Первой машиной моих родителей была, конечно же, «копейка», – рассказала Ирина Архипова. – Как только мы обзавелись «железным конем» (это произошло в 1974 году), жизнь нашей семьи резко изменилась. Мы начали каждый год путешествовать. Ездили в Москву, Куйбышев, Сочи. Объехали на наших «Жигулях» все Черноморское побережье. Благо, бензин в СССР стоил копейки, а переночевать, не опасаясь за свою жизнь, можно было в палатке. «Копеечка» прослужила нам 26 лет. В 2000 году ее сменила «шестерка».
Моя машина – моя гордость
– Я мечтал о «Волге», – вспоминает Артем Денисов. – Но купить ее в Советском Союзе было практически невозможно, поэтому пришлось приобрести… горбатый «Запорожец». Тем более что стоил он на порядок дешевле. О своей покупке я ни разу не пожалел. Машина служит до сих пор!