За подпольный нефтепромысел взялись со стороны «самоваров»

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области направил в суд необычное уголовное дело. Особенность его в том, что объединенными усилиями сотрудников милиции, прокуратуры и ФСБ была ликвидирована преступная группа, объединенная межрегиональной «Дружбой». Именно так называется нефтепровод, проходящий через Ульяновскую область и связавший нефтеворов двух регионов – Ульяновской и Самарской областей.

Расследование этого дела заняло без малого два года: задержали злоумышленников еще 27 августа 2005 года, а вот главарю тогда удалось скрыться.

Следственное управление УВД Ульяновской области установило, что под руководством некоего Павла Лагуткина на территории региона действовала организованная преступная группа, состоявшая из семи жителей Ульяновска и Тольятти. Они наладили незаконный промысел посредством «бурения скважин» в магистральном нефтепроводе. Только в августе 2005 года «дружная» ОПГ завладела 84 тоннами нефти. Бригада смело подъезжала к трубе на мощных «КрАЗах» с цистернами и, наполнив емкости нефтью из врезки, перевозила похищенное в Ульяновск. Там Лагуткин, как утверждает прокуратура, под видом индивидуального предпринимателя реализовывал ворованную нефть некоему ООО «Фирма «Элегант». Сами члены ОПГ уже осуждены на сроки от 5 лет 9 месяцев до 7,5 года. Руководитель же, объявленный в розыск, был задержан в Москве только этой весной. Теперь Лагуткину, с учетом дополнительной статьи по «отмыванию» средств, нажитых преступным путем, грозит лишение свободы на срок до 10 лет.

В том «урожайном» 2005 году было зарегистрировано 69 фактов криминальных врезок в магистральные нефтепроводы, но случаев поимки преступников – единицы. Как правило, врезки делаются в самых глухих местах, на большом удалении от населенных пунктов. И пока на распределительном пункте будет обнаружено падение давления, пока на место выедет «группа захвата», нефтеворов, как правило, и след простыл. Мало того, что такие кражи наносят ощутимый ущерб владельцам имущества, не меньший урон терпит и окружающая среда – от обычных при таком способе добычи разливов нефти.

Ответом на вызов криминала стало создание в областном УВД специальной группы по расследованию дел, связанных с незаконным оборотом нефтепродуктов. Ей предстоит разобраться и с «самоварами» – кустарными нефтеперегонными заводиками, перерабатывающими похищенное сырье в ликвидный товар – бензин и солярку.

Между тем наблюдается опасная тенденция: если в 2004 году насчитывалось шесть «самоваров», в 2005-м – 10, то в минувшем году в этой отрасли работало 12-15 мини-заводиков. Но легальную деятельность, по данным УБЭП, ведет в Новоспасском районе только одно предприятие, имеющее лицензию на переработку давальческой нефти. На остальных якобы проводятся «пуско-наладочные работы и оформление документации». Процесс почему-то тянется годами…

– Мы же не можем запретить их деятельность, если таковой они не ведут, – говорит заместитель природоохранного прокурора области.

Хотя можно ли считать добропорядочным и законопослушным гражданина, у которого нашли станок для изготовления фальшивых купюр? Впрочем, сейчас спецгруппа УБЭП вплотную приступила к разработке «самоваров». По мнению начальника УБЭП Евгения Николаева, возможность получения такими заводиками лицензии более чем сомнительна. Ни по экологическим нормам, ни по качеству продукта эти «самогонные аппараты» не могут претендовать на получение лицензии.

– Их потому и называют «самоварами», что там совершенно примитивная технология, – говорит Николаев. – То, что эти заводы производят, в народе называют «прямогоном» – это такая фракция, которая намного хуже, чем низкооктановый бензин или даже дизельное топливо. Применение ее для техники губительно.

Но, по словам УБОПовцев, спрос на «прямогон» есть. В первую очередь его берут сельхозпроизводители, которые не в состоянии тратиться на дорогие бензин или солярку. Во-вторых, изготовители сплавляют свой криминальный продукт на АЗС, а там его «бодяжат», то есть перемешивают с кондиционным топливом.

То есть, с какой стороны на «самовар» ни посмотри – везде нарушения закона. И поэтому ульяновские охранники экономического правопорядка предложили хозяевам местных самогонных нефтеаппаратов либо узаконить свою деятельность (что практически невозможно), либо добровольно ее свернуть. В противном случае УБЭП гарантирует их ликвидацию другими методами.