Проблем в городе много. И реформа ЖКХ к уменьшению их количества не привела, скорее, наоборот, породила новые. И одна из них – лифты в жилых домах города…
До вступления в силу Жилищного кодекса, до появления обозначенных им новых форм управления муниципальным жилым фондом в виде всяческих ТСЖ или ЖСК, лифтовое хозяйство города тоже, конечно, было проблемным. Но все лифты принадлежали муниципалитету, обслуживало и ремонтировало их муниципальное же предприятие – то есть все проблемы решались централизованно, хотя и не слишком оперативно. А сегодня проблема раздробилась на десятки, казалось бы, мелких, однако многие из этих «мелочей» зачастую неразрешимы для новых собственников жилого фонда.
Лифт – «игрушка» дорогая, и очень небезопасная. Достаточно сказать, что по классификации подъемных средств отнесен он к категории наиболее опасных. А потому и требует к себе повышенного, так сказать, внимания. И, соответственно, затрат. Не только на техническое обслуживание, текущие и плановые ремонты, а еще и на регулярные экспертизы их (лифтов) технического состояния, предусмотренных нормами и правилами федерального законодательства. Да даже элементарное назначение ответственных за эксплуатацию лифта в каждом подъезде стоит денег – людей-то, прежде чем назначить, обучить нужно!
Не скажем, что муниципалитет справлялся со всеми проблемами исправно. Но после прихода в систему ЖКХ массы новых собственников стало очевидным, что осилить финансовое сопровождение лифтового хозяйства многие просто не в силах, а иные и просто не считают нужным тратиться. И все это уже сегодня привело к тому, что из четырех тысяч лифтов в Ульяновске 800 работают уже за пределами отпущенного срока эксплуатации. А 200 из них к тому же и не прошли обязательной экспертизы.
Что это означает? А то, что, по меньшей мере, 80-90 тысяч горожан ежедневно рискуют своим здоровьем и даже жизнью, входя в кабины не освидетельствованных подъемных механизмов.
В Ульяновске обслуживанием и ремонтом лифтов занимаются (кроме МУП «Лифтсервис») более десятка различных предприятий. Собственники вправе сами выбирать, с какой из обслуживающих лифты фирм им заключать договоры и определять критерии своего выбора – качество, например, или стоимость услуг. И выбирают, и определяют, и заключают договоры. А вот деньги по ним платят не всегда или не регулярно. И лифты ветшают, алюминиевое обрамление дверей расхищается охотниками за цветметом («раздето» уже около 700 лифтов), системы безопасности выходят из строя. Достаточно сказать, что у трехсот лифтов города не работают буферные пружины, необходимые для того, чтобы мягко принять его в случае (не приведи Господи!) падения.
Следить за соблюдением предписанных законом правил эксплуатации лифтов в Ульяновске и области призвано областное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора. Его сотрудниками только в первом квартале этого года обследовано 76 предприятий, выдано 94 предписания, составлено восемь протоколов об административных правонарушениях, причем штрафу в 20 тысяч рублей один раз было подвергнуто и юридическое лицо. Но только предписания и протоколы проблемы не решат. Для этого необходимы, прежде всего, немалые деньги. Ведь замена только одного старого или пришедшего в негодность лифта обходится в сумму около миллиона рублей. Понятно, что у собственников жилья, у управляющих компаний таких денег нет. Поэтому нужны направленные усилия городской власти. Так, например, в соседней Казани принята и действует финансируемая из бюджета городская программа ремонта и замены лифтов. Аналогично обстоят дела и в ряде других городов России. А в Ульяновске все кончается информационными письмами инспекторов Ростехнадзора в администрацию города. Не пора ли заняться проблемой всерьез? Ведь за ней не просто изношенная техника и не только деньги, которых, понятно, ни на что не хватает. За проблемой лифтов стоит наша с вами безопасность.
Николай Белянин, начальник отдела государственного строительного надзора
управления по технологическому
и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области