В нынешнем году Куйбышевскому водохранилищу исполняется 50 лет.
О пользе и вреде строительства Волжской ГЭС, о нынешнем состоянии воды и рыбы в ней корреспондент «Симбирского курьера» побеседовал с заведующим кафедрой зоологии УлГПУ Владимиром Назаренко.
Обещали одно получили ничего
Куйбышевское водохранилище образовано в результате зарегулирования стока реки Волга у города Ставрополь (ныне – Тольятти) плотиной гидроэлектростанции имени Ленина в 1955-1957 годах. Ожидаемая экономическая выгода проекта затмила тогда все возможные экологические потери. Создание искусственного водоема сулило орошаемые земли с высокими урожаями и возможностью выращивать рис, огромные уловы рыбы и, наконец, главное – дешевую электроэнергию.
В итоге водой было затоплено более 40 тысяч квадратных километров черноземов, уничтожены значительные лесные массивы, переселение людей с мест затопления нанесло также большой моральный и материальный ущерб. Более того, по прошествии десятилетий были поставлены под сомнение и экономические выгоды: рис в силу климатических особенностей так и не рос, о дешевой электроэнергии забыли сразу же после передачи ГЭС во владение РАО «ЕЭС России», с волжской рыбой и вовсе получилась обратная ситуация.
Ценным породам преградили путь
Куйбышевское водохранилище, по словам Владимира Назаренко, является искусственной экосистемой с резко отличным от остальной волжской воды гидрологическим, гидрохимическим, газовым, термическим и волновым режимами. Причем система эта до сих пор находится в стадии становления.
С образованием искусственного водоема изменилась его ихтиофауна. Численность рыбы, приспособленной к размножению на течении все осетровые, голавль, подуст, елец, язь, пескарь и другие, – заметно сократилась. Замедление течения привело к заиливанию водохранилища (сейчас на дне скопилось до семи метров ядовитого ила). В связи со строительством Куйбышевского гидроузла и плотины был прегражден путь миграции рыб из Каспийского моря к местам размножения, что привело к исчезновению ценных промысловых видов – севрюги, белуги, осетра, белорыбицы, каспийского лосося, каспийских сельдей.
Пить воду стало нельзя
В то же время образование водохранилища привело к проникновению новых для наших мест видов рыб: с юга пришла тюлька, игларыба, бычок-кругляк, звездчатая пуголовка, головешка-ротан, головач и другие; с севера – снеток, европейская ряпушка, сиг, пелядь.
Первый этап формирования фауны водохранилища (1957-1960гг.) и впрямь, как и обещали гидропроектировщики, характеризовался увеличением численности большинства видов, темпа их роста, высокой выживаемостью, хорошими условиями питания и размножения. Начиная с 1960 года, говорит Владимир Назаренко, все изменилось – ежегодные весенние сбросы воды во время нереста привели к разбалансированности экосистемы. Относительная стабилизация 1971-1985 годов сменилась затем прогрессирующим ухудшением качества воды с повышением концентрации гербицидов, пестицидов, тяжелых металлов в теле рыб. Действие этих мутагенов, в свою очередь, приводит к генетическим нарушениям в популяции отдельных видов рыб. «Пить сырой эту воду, – предостерегает Назаренко, – даже после химической очистки (после обработки реагентами тяжелые металлы остаются в воде) недопустимо».
Под угрозой – лещ
Основу рыбного промысла в Куйбышевском водохранилище сегодня составляют местные виды: лещ, густера, синец, плотва, окунь, берш, судак, щука, сазан и другие. Наиболее многочисленной среди рыб является популяция леща, однако анализ данных последних лет свидетельствует о снижении доли этой рыбы в уловах вдвое.
Еще более удручающая картина – значительное уменьшение численности популяции – отмечена для стерляди, судака, щуки, сома, сазана и синца. В удовлетворительном состоянии по численности находятся популяции серебряного карася, густеры и окуня.
Помимо загрязнения серьезный урон рыбному хозяйству наносят сбросы воды. Это происходит в апреле, когда нерестятся такие рыбы, как язь и щука, в результате огромные популяции рыбы попросту гибнут.
Отдали на откуп торговле
– Искусственное воспроизводство рыб в Куйбышевском водохранилище в последние десять лет практически не ведется, – сетует Назаренко. Рыбодобывающим организациям интересны в основном лещ и судак. Промысел окуня, тюльки, плотвы, уклейки, численность популяций которых находится на стабильно высоком уровне, остается практически не освоенным. Сегодня сложилась такая ситуация, при которой рыбодобывающие организации не заинтересованы в воспроизводстве рыбы. Их разрозненность приводит к тому, что даже сосчитать объем выловленной рыбы не представляется возможным. Да что говорить, если за все рыбное хозяйство отвечает торговое ведомство…