Смена телефонного тарифа должна быть бесплатной для абонента

Ленинский районный суд Ульяновска признал , что взимание платы за переход с одного тарифа на другой, введенное ульяновским филиалом ОАО «Волготелеком», незаконно. В России подобных решений еще никто не принимал, хотя, похоже, все думали об этом.

Известно, что Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в ноябре было принято решение о переходе к новой системе оплаты телефонной связи стремя тарифными планами. Тут же ульяновский филиал ОАО «ВолгаТелеком» заявил о том, что переход с одного тарифа на другой — платный.

— Мы заинтересовались: какже так, ведь ФСТ по поводу платного перехода ничего не сообщала! — говорит руководитель Центра защиты прав потребителей Григорий Каленов. — Сделали запрос в ФСТ, нам ответили, что «по информации операторов связи, первые три месяца переход будет бесплатный». А министр связи говорил, что абонент вправе изменять тарифный план по своему усмотрению изако-нодательством не предусмотрены ни ограничение количества таких переходов, ни их оплата. Я все это повторил для СМИ, и тут звонят из «ВолгаТелеком»: «У нас, говорят, переход стоит 80 рублей!».

Вот тогда Центр и решил, что просто так от денег никто не откажется, а значит, надо обращаться в суд. В своем исковом заявлении в защиту неопределенного круга потребителей Центр просил признать действия ульяновского филиала «ВолгаТелеком» незаконными и обязать компанию сделать перерасчет для абонентов.

Представители телефонной компании поняли, что вопрос серьезный, и на первом же заседании предложили мировую: сделать переход бесплатным, но… только до первого мая и произвести перерасчет всем, кто за этот период уже менял тарифные планы. Но защитники потребителей упрямились: нет решения ФСТ по стоимости перехода — значит переход должен быть бесплатным: никаких особых за-

трат эта процедура для предприятия не несет. К тому же даже частные компании сотовой связи в условиях конкуренции начали давно отказываться от платы за переход с одного тарифного плана на другой.

В свою очередь телефонисты продолжали утверждать.что ониус-танавливать подобные дополнительные тарифы имеют право, раз правительство тарифа не установило. Четкой формулировки в законодательстве по этому поводу нет, но, видимо, разработчики закона полагали и так понятным, чем может грозить естественному монополисту самовольное отклонение «шаг влево — шаг вправо» от дозволенного коридора. Иначе ведь можно, например, установить тариф на поднятие трубки телефонного аппарата или дополнительную плату за разговор с собеседником в резких интонациях или напокупкуновоготе-лефонного аппарата.

— Если честно, — говорит Каленов, — я ожидал, что нам откажут в полном объеме, тем более что в процессе предыдущего заседания судья была настроена жестко и предлагала предоставить дополнительные документы.

И вдруг — неожиданное решение: победа, подобных которой в стране пока нет. Суд решил признать противоправными действия ульяновского филиала ОАО «ВолгаТелеком» по установлению платы за переход с одного тарифного плана на другой, а также обязать произвести перерасчет для тех, кто уже платил за подобный переход.

По мнению Каленова, своими (в свое время необдуманными) действиями телефонисты повесили на себя еще одну проблему. Теперь любой владелец стационарного телефона Ульяновской области, если из-за перехода он еще понес какие-то моральные и материальные убытки, может прийти в суд и потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, не имея больше никаких доказательств, поскольку уже есть по этому поводу судебное решение.

После получения решения на руки Центр защиты прав потребителей намерен направить его в ФСТ и председателю правительства России, чтобы в дальнейшем оно было учтено при разработке изменений и дополнений к Правилам по оказанию услуг телефонной связи.