Возможно ли сожительство национального парка с цементным заводом?

Сенгилеевский цементный завод, вокруг которого уже было сломано столько копий, судя по всему, будет построен. Но рядом с объектом стройиндустрии сохранится и особо охраняемая природная территория. Только статус у нее будет пониже – не федеральный, а региональный.

Таков смысл выступлений ульяновского губернатора и других высоких руководителей области, прозвучавших на заседании штаба по развитию инвестиционного потенциала Сенгилеевского района.

– Любимая национальная забава – «поговорить», которой увлеклись некоторые средства массовой информации, заканчивается! – заявил губернатор Сергей Морозов. – Пришло время засучить рукава и заниматься реальным делом.

Собравшимся был презентован целый перечень инвестиционных проектов – нового цемзавода, стекольного завода, горно-обогатительного комбината по добыче кварцевого песка, завода по производству строительных смесей… Три проекта из этого списка – с иностранным участием. Не без гордости было подчеркнуто: ни один район области не может похвастаться таким количеством иностранных инвесторов.

Впрочем, самих сенгилеевцев больше интересовал инвестор из соседней Мордовии, недавно ставший опосредованным хозяином старого цементного завода и планирующий строить здесь же еще один. Как уже рассказывала «РГ», около 700 подписей жителей Сенгилея и ряда ближних сел было собрано под обращением в Общественную палату области: общественность выражала беспокойство по поводу будущего национального парка «Сенгилеевские горы».

Подготовка к созданию парка в одном из живописнейших уголков Ульяновской области была начата еще при губернаторе Юрии Горячеве, около 15 лет назад. А в 2001 году распоряжением Правительства РФ № 725-р «Сенгилеевские горы», которые в Ульяновской области именуют местной Швейцарией, были включены в перечень национальных парков, создание которых планировалось в ближайшие годы. Уже тогда были определены границы и площадь будущего национального парка. В прошлом году, поздравляя сенгилеевцев с юбилеем их старинного города, губернатор в качестве подарка еще раз порадовал их, отметив, что вопрос создания нацпарка в федеральном правительстве решается.

И вдруг на «круглом столе» экологов, посвященном «Сенгилеевским горам», начальник областного комитета по лесным ресурсам, недро – и водопользованию Вячеслав Кублик сообщил, что по заданию губернатора комитет подготовил проект создания природного парка регионального значения, дескать, когда в Москве окончательно решится вопрос с национальным парком, то ничто не помешает «плавно перевести «Сенгилеевские горы» в новый статус».

Экологическая общественность против такого сценария не возражала, хотя так и не смогла выяснить, что же будет со строительством цемзавода. Экологи лишь попросили, чтобы в любом случае площадь, отведенная под национальный парк, не подвергалась урезанию. Увы, на днях, 18 мая, на правительственном совещании «с участием научной общественности и экологов», где в очередной раз обсуждался ход создания регионального природного парка, выяснилось, что сокращение территории уже произошло – с 50 тысяч гектаров до 36 тысяч. Причем под урезание попали почему-то красивейшие Тургеневские острова, а также сами Сенгилеевские горы, давшие название парку. Экологи полагают, что горы, состоящие из известняка, станут сырьем, питающим будущий цемзавода. Одного из инициаторов создания нацпарка – главного эколога Ульяновска Андрея Салтыкова, кстати, на совещание не пустили: по официальной версии, «его не оказалось в списке приглашенных».

Теперь экологический актив всерьез обеспокоен тем, что идея национального парка умрет естественной смертью. Тем более областное правительство и не скрывает своих намерений искать новых инвесторов, способных поднять и другие отрасли промышленности в этом районе. Правда, во время презентации завода собравшихся успокоили, что новый завод природу особо не испортит. Предприятие хоть и будет производить цемента в 10 раз больше, но зато и вреда окружающей среде нанесет также на порядок меньше, «потому что критиканы забывают, что мы живем уже в XXI веке и есть новые технологии». Защитники национального парка к таким заявлениям относятся довольно скептически: уже есть примеры в Ульяновской области, когда закупалось самое современное оборудование, но без очистных агрегатов, стоимость которых оказывалась сопоставимой с ценой всего завода.

Тем не менее зампред областного правительства Александр Пинков подтвердил, что природный парк – это первый этап, следующим, как и договаривались, будет национальный, «а границы потом можно будет подкорректировать, законодательство этому не препятствует». Однако первый вице-премьер Владимир Козин поправил коллегу, отметив, что национальный парк – забота все же не областной, а федеральной власти.

– Если федералам наши действия будут интересны, я думаю, они сами запросят, но пока таких инициатив сверху не было, – сказал Козин.

Начальник управления особо охраняемых природных территорий минприроды Всеволод Степаницкий пояснил корреспонденту «РГ» по телефону, что в министерстве работа по созданию национального парка продолжается, будут проводиться проектно-изыскательские работы, обсуждается вопрос выделения федеральных бюджетных ассигнований для заказа подрядной проектной организации подготовки этой документации. Но на той, первичной, территории будущего нацпарка не могут производиться разработки цементного сырья.

– Тут уж областные власти должны определиться: или парк, или цементный завод, – сказал Степаницкий.

Словом, руководство области оказалось в сложном положении: и от национального парка отказываться не хочется (перед народом неудобно), и цемент – этот хлеб строительной индустрии – нужен области, что называется, позарез.

– В каждом обществе должен быть баланс разумных интересов, – считает первый зампред областного правительства Козин. А меру этой разумной достаточности, по его мнению, должны определять люди, представляющие все пласты общества.

Но общество как раз не видит стремления власти к диалогу.

– Как быть, если нас не хотят слышать? – спрашивает депутат районного совета Валентина Пушистова. – Боюсь, что все уже решено без нас.

Пушистову, кстати, неофициально, но настойчиво попросили на встрече с губернатором «не выступать».

Жители района готовы искать этот баланс интересов, только все, по их мнению, должно делаться законно и гласно. Но сказано уже было властью: забава «поговорить» заканчивается.