Симбирск ждет невозможное будущее

Во вторник взору ульяновцев наконец-то предстал многострадальный и долгожданный генеральный план развития города. Реакция оказалась неадекватной ожиданиям.

Показ назывался общественными слушаниями, через которые, согласно закону, проекты такого рода должны проходить обязательно. А вот реакция местной публики, давно ожидавшей новый генплан (старый фактически прекратил свое действие еще в 1995 году), оказалась неожиданной.

Надо признать, что отсутствие генерального плана застройки города кому-то мешало (как сказал первый вице-мэр Александр Букин, в этих условиях любое строительство было незаконным), а кому-то такая ситуация – закона нет, и все позволено – была только на руку.

Как бы там ни было, вести город в будущее, не имея дороги, уже было невозможно. Разработку генерального плана поручили варягам – проектировщикам Санкт-Петербургского института урбанистики.

Питерцы – народ мудрый, но особенности ульяновского бытия (в том числе экономические) им неведомы. Потому они поначалу предложили ликвидировать центральный аэропорт, а на его месте возвести жилой массив (и «шоссейка» уже есть). Еще одно предложение – вынести завод «Контактор» из центра города куда-нибудь подальше. Обе идеи, может, и хороши, но кто ж даст столько денег на их воплощение! И после шумных выступлений общественности план увезли на брега Невы – на доработку.

На сей раз документ оказался внешне приспособленным к местным реалиям, и предъявленная архитекторами картинка чем-то напоминала аборигенам знакомый город. Правда, одна проектировочная фантазия все-таки смущала –

скоростной электротранспорт на воздушной подушке, который, как метро, пройдет под городским центром, далее через новый мост перекинется на левый берег Волги, что позволит измученным заволж-цам утром без проблем добираться до работы в центр, а вечером возвращаться в свой «спальный» район. Ульяновцев, привыкших к трамваям пенсионного возраста, смутило, правда, не чудо современной техники, стоящее неизвестно каких денег и вряд ли существующее в реальности, а тоннель: не опасно ли прокладывать его в оползневой зоне? Мнение на этот счет геологов и геофизиков широкой общественности осталось неизвестным.

Зато точно известно, что никто, например, не советовался с архитекторами и другими специалиста-

ми государственного историко-ар-хитектурного заповедника «Родина Ленина», под попечительством которого находится фактически почти весь исторический центр Ульяновска. Оттого понятно беспокойство директора заповедника Александра Зубова, который в россыпи красных квадратиков, обозначающих многоэтажные дома, не увидел исторических зданий. Однако детального плана архитекторы пока не представили – обещали сделать это позже.

– Такой генплан слишком «генеральный», он не дает точной и полной информации, – говорит Зубов. – Нужен проект детальной планировки (ПДП), и он должен быть сделан сразу, но его, скорей всего, нет, эта работа стоит огромных денег. Теперь может получиться, что город будет жить по генплану, но без ПДП, и тогда вновь застройщики смогут делать все что захотят или что позволят им чиновники. То есть генплан будет жить сам по себе, а город – сам по себе.

Эту версию подтвердил один из выступающих, судя по всему, предприниматель, предложивший генплан одобрить и принять, а там, дескать, бизнес уж сам определится, что строить. Примерно той же точки зрения придерживается и мэрия: городу просто надо принять хоть какой-то генплан, чтобы можно было официально работать по нему. А дальше, мол, жизнь покажет.

– Мы же не знаем, что будет у нас через 20 лет, – говорит первый вице-мэр.

– Не потому ли муниципалитет предпочел не делать рекламу проведения общественных слушаний? – высказал сомнения член областной Общественной палаты Евгений Лытяков.

Впрочем, обсуждение все же состоялось. И вопросы по проекту прозвучали достаточно серьезные.

– Почему во всем мире доминантой городского ландшафта являются водоемы, города всегда обращены лицом к воде, и только у нас наоборот? – спрашивал ульяновский конструктор Королев.

И вправду, странно. Ульяновск – единственный областной центр на Волге, не имеющий своей набережной, в то время как у соседей именно набережная, как правило, является самым красивым местом города. Но эту тему архитекторы также обошли молчанием.

Руководитель Ульяновского объединения предпринимателей Хамза Ям баев обидел питерских, заявив, что за меньшие деньги их ульяновские коллеги с участием

Макетные красоты не всегда вписываются в реальные пейзажи – овраги мешают.

строителей, геологов и прочих специалистов могли бы доработать старый генплан без излишних фантазий.

– А этот генплан, заказанный с приходом новой власти и нового архитектора города, – полный абсурд, маниловщина, кошмар! – горячился Ямбаев. – Кто мог придумать 43 километра метро, когда в Казани к тысячелетию города и семь километров с трудом одолели? Мне кажется, что это придумано чиновниками, чтобы защитить впечатляющую статью расходов. А зачем – каждый может делать свои выводы. Прежде планировалось Ульяновск делать компактным, а нам предлагают его расширять, несмотря на снижение численности населения. Сравните: наш город по численности в 21 раз меньше Москвы, а по площади уступает ей только в четыре раза. Куда еще разрастаться? Понятно же, что город не потянет новые расходы на будущие коммуникации – это выльется во многие миллиарды.

И тут выявилась еще одна странность – фактически от общественности было всего-то человек 15-20. Остальные – чиновники или люди, так или иначе с властью связанные. Голосование показало: 15 человек против генплана, 60 – «за».

– А что, чиновники – ведь тоже горожане, – резонно прокомментировал мэр результат общественных слушаний.

– Меня поражает, что так легко в Ульяновске манипулируют общественным мнением, – это уже оценка итогов голосования Хам-зы Ямбаева. – В который раз убеждаюсь, что мэрия абсолютно наплевательски относится к мнению горожан – будь то генплан или АЗС. Чиновники продавили нужное им решение.

Впрочем, у общественности, оставшейся в меньшинстве, еще одна маленькая надежда осталась: Гор-дума, которой предстоит генплан утверждать, может принять сторону протвников проекта.