Помните упражнение: игрок в течение короткого времени смотрит на выложенные предметы, а потом с закрытыми глазами называет то, что видел.

Представители известного банка «Русский Эталон» решили усложнить задачу. Вниманию Клиента предлагается типовой договор на кредитование покупки. Задача Клиента – ознакомиться с текстом и подписаться.

Поставив подписи, товар (например, телефон) Клиент получает уже сегодня, а рассчитываться за него в течение года или двух. И поверьте, это очень удобно: выбранная марка спустя год подешевеет примерно на половину, но это только через год, а сегодня, его можно получить без денег, но дороже.

А можно дешевле, но через год. А можно вообще без процентов и кредита, но это еще дольше. А сегодня можно в кредит, с процентами, и дороже, но сегодня и сразу (ну, примерно как с раками по пять и по три рубля).

Против человеческой психологии не попрешь, так мы устроены, что сегодня нам вынь да положь, а завтра…- это будет только

завтра. Итак, мы одержимы покупательской горячкой, визжим от радости покупки заветной машинки (или телефона) и нам совсем не до условий задачи (а также и условий договора). Мы не помним процентных ставок, сроков возврата и много чего еще не помним. И, конечно, не помним, что было на второй странице договора, особенно если договор напечатан мелким шрифтом и пестрит незнакомыми терминами. В этот момент нам хочется быть небрежными, вальяжными, уверенными, клевыми…

А если кто-то рядом, нацепив очёчки на нос, придирчиво тычет пальчиком в бумажку договора и задает нудные вопросы администраторам, нам становится просто неприятно находиться рядом. Мы переполняемся «праведным» гневом и готовы грудью встать на сторону беззащитной длинноногой продавщицы. Продавец же уже не раз объяснила непутевому, что текст типовой, что менять она ничего не будет, что все так подписывают и никаких проблем.

Только администратор умалчивает, что никаких проблем – это у банка «Русский Эталон», а вот у Клиента все только начинается… ведь Клиент, то есть мы, не знает, что именно здесь и сейчас мы не просто покупаем телефон, нет – мы играем.

Мы дружно, не зная правил, играем в игру «Кто больше запомнит» (или прочтет, как кому нравится).

Ну и кто из вас прочел? И что вы там запомнили? С удовольствием напомню, что, заключая договор на покупку телефона в кредит я, оказывается (далее цитата договора):

…прошу (делаю оферты) заключить со мной кредитный договор… заключить со мной договор залога…заключить со мной договор о предоставлении и обслуживании Карты… в рамках которого открыть мне банковский счет… для осуществления операций по счету Карты, сумма которых превышает остаток денежных средств на счете карты, установить мне лимит и осуществлять кредитование счета карты…

Нам, неграмотным, никто не сказал, что делать оферты – это предлагать заключить договор. В этой самой оферте должны содержаться все существенные условия кредитования этой карты, лимит, проценты, комиссионные и прочее. И все буковками, подробно, с цифрами. Если по поводу кредита на телефон все понятно, то вот с картой не очень ясно. И не ясно даже профессиональным юристам. Вот какой мудреный договор составили знатоки человеческих душ – маркетологи банка «Русский Эталон».

Банк же, согласно требований Гражданского законодательства, ну просто обязан ответить на оферту, он не вправе отказать клиенту в открытии счета, а значит, наше прошение всегда будет удовлетворено, то есть акцептовано Банком.

Вот и «Русский Эталон» от имени Клиента пишет на второй странице да мелким почерком:

… я понимаю и соглашаюсь с тем, что…акцептом моей оферты о заключении договора о Карте являются действия банка по открытию мне счета Карты…

То есть никаких дополнительных писем, подписей и прочей лабуды. Счет открыли и все, договор о карте уже заключен.

Тратьте деньги, пожалуйста. Платите вовремя…

Известный банк так заботлив, что вместо нас пишет в типовом бланке того же договора:

… я обязуюсь неукоснительно соблюдать документы, с которыми ознакомлен, понимаю и полностью соглашаюсь, а именно… с документами: «Условия по картам» «Тарифы по картам»…

Вам давали эти самые «Тарифы», а «Условия»? Мне не давали. Сказали, что у них здесь нет и что это не страшно, потом со всем ознакомят.

Вы будете смеяться, но и потом меня никто с этими загадочными документами не ознакомил. Но как же оферта? Да какая это оферта, скажет юрист, – так, смех сквозь слезы. Существенных условий-то нет. А кто ж это знал? Нет не правильно… Кто же до этого места прочел? А если прочел, то кого знакомили, кто запомнил? А помнить то, чего не знаешь, поверьте ну очень трудно, просто невозможно. И об этом знают посвященные лица Банка «Русский Эталон», поэтому и договор такой.

Но и это еще не все. Принимая во внимание вступление в силу Федерального закона «О персональных данных» примечательна еще одна строка:

… в случае если мной была выбрана карта, дающая право на участие в совместных программах банка и третьих лиц, прошу Банк после заключения со мной Договора о карте передавать вышеуказанным третьим лицам сведения, предусмотренные условиями по картам…

Вам понятно, при какой карте, какие сведения, кому и зачем передаются? Мне не понятно, ну совсем. Хотя вроде бы школу закончила…

Читаю дальше:

…Я понимаю и соглашаюсь… что все споры…подлежат рассмотрению в суде…по месту нахождения Банка…

Пардоньте, а как же выборная подсудность по закону «О защите прав потребителей»? А если Банк в Москве? Оно мне надо? И снова психологи Банка вычислили – не надо. А раз не надо, то в Москву никто не приедет и претензий не предъявит. Гуляй, Вася…

И самый смак в конце программы-договора:

…Своей подписью я подтверждаю получение на руки…по одному экземпляру Условий по картам и Тарифов по картам…

Ну, тут я вааще, без комментариев… Кому дали эти тарифы да условия, покажите хоть что ли, мне так вот не дали. Может, я одна такая, а?

А подписи представителя Банка в договоре нет и вовсе. А зачем, ведь Банк акцептует наше предложение перечислением денег…

Результат по условиям игры на внимательность:

Исследуемый документ, рожденный в недрах «Русского Эталона», назывался Заявление, он же Договор, он же оферта.

По нему мы не только купили телефон в кредит, но и

-получили то, что нам никогда не давали,

-просили дать нам то, что нам совсем и не нужно, в неизвестном нам размере,

-согласились с теми процентами и комиссиями, которые выгодны только Банку,

– дали согласие передавать наши данные третьим лицам.

И, что называется, Клиент в ауте. Но с товаром. И сегодня. Пусть даже в кредит, любезно предоставленный банком. Ведь он подписался…