Ульяновцев ознакомили с невозможным будущим

Показ назывался общественными слушаниями, положенными по закону. Реакция общественности города, страдавшего от отсутствия генплана без малого полтора десятилетия (старый генплан прекратил свое действие еще в 1995 году), вместо безграничной радости по поводу появившейся уверенности в завтрашнем дне, скорее напоминала реакцию васюковцев на плакат, нарисованный Остапом совместно с Ипполитом Матвеевичем, когда их пароход причалил к пристани.

Надо признать, что генплан и вправду долгожданный. Как сказал первый заместитель мэра Александр Букин, из-за отсутствия генплана любое строительство было незаконным, на что уже указывала прокуратура.

Отсутствие генплана не давало возможности в нужную сторону прокладывать водопровод и канализацию для будущего строительства, потому что никто не знал, где нужная сторона, и куда будет развиваться город. Впрочем, это не мешало, когда надо, строить и элитные дома и еще более элитные коттеджи и супермаркеты, и даже помогало, порой, отказать в выделении участка под строительство.

Измученные сменами власти и столкновениями бизнес-интересов, ульяновцы, видимо, никак не могли решить, куда же и как им развиваться, а потому попросили варягов – Санкт-Петербургский институт урбанистики сделать для них все как надо: земля мол, наша богата, да только порядку в ней нет.

Питерцы – народ интеллигентный и мудрый, но Ульяновск и его особенности (в том числе экономические) не знают, а потому поначалу предложили центральный аэропорт ликвидировать, сделав там жилой массив (и «шоссейка» уже есть), а завод «Контактор» вынести из центра города куда-нибудь подальше. Все бы хорошо, но Ульяновск – не вторая столица страны, и даже не пятнадцатая, а потому денег на это никто не даст. И после шумных выступлений обществен-

ности план увезли на доработку.

Теперь он был представлен в нужном виде и чем-то напоминал знакомый город. Правда, одна проектировочная фантазия все-таки смущала – скоростной электротранспорт на воздушной подушке, который как метро пройдет под городским центром, далее через новый мост на левый берег, что позволит измученным заволжцам без проблем и быстро добираться до работы в центр из

своего безработного района. Ульяновцев, привыкших к трамваям пенсионного возраста, смущало, правда, не заморское техническое чудо, стоящее неизвестно каких денег и вряд ли существующее в реальности, а тоннель: ежели его проложить в этой оползневой зоне, то либо тоннель схлопнется, либо дома свалятся, либо и то, и другое одновременно. Советовались ли проектировщики с геологами – осталось неизвестным.

Зато точно известно, что никто, например, не советовался с архитекторами и другими специалистами государственного историко-архитектурного заповедника «Родина Ленина», под попечительством которого находится фактически почти весь исторический центр Ульяновска. Оттого понятно беспокойство директора заповедника Александра Зубова, который среди красных квадратиков многоэтажных домов не увидел исторических зданий. Однако детального плана об-

щественности так и не представили, сославшись, что это будет позже.

– Такой генплан слишком общий, он никакой информации нам не дает, – говорит Зубов. – Нужен проект детальной планировки (ПДП), и он должен быть сделан сразу, но его, скорей всего, нет, это стоит огромных денег. Теперь может получиться, что город будет жить по генплану, но без ПДП, и делать будут тогда все, что захотят, и начнется точечная застройка по желанию чиновников и бизнеса, генплан будет жить сам по себе, а город – сам по себе.

Эту версию подтвердил один из выступающих, видимо, предприниматель, отметивший, что ген-план принять надо, а там уж предприниматели сами будут предлагать, что строить.

Но мэрия настаивает: городу просто надо принять хоть какой-то генплан, чтобы можно было официально работать по нему. А дальше, мол, жизнь покажет.

– Мы же не знаем, что будет у нас через 20 лет, – сказал первый заместитель мэра.

– Не потому ли о месте проведения общественных слушаний население широко не оповещалось, чтобы меньше было вопросов? – высказывал

сомнения член областной общественной палаты Евгений Лытяков.

Более того, трудно понять, как можно было вообще обсуждать генплан, не имея подробного описания. На такое подробное описание с детализацией не жалко

потратить хоть два номера официальной городской газеты. А иначе получается обсуждение вслепую, как у тех мудрецов, что ощупывали слона, когда один думал, что слон похож на столб, а другой, державший хвост, – что на веревку.

– Почему во всем мире доминантой всегда являются водоемы, города всегда обращены лицом к воде, и только у нас наоборот? – спрашивал ульяновский конструктор Королев.

И вправду, странно. Практически ничего не сказано о набережной Волги. Ульяновск – единственный областной центр на Волге, не имеющий своей набережной, в то время как у других это – самое красивое место города. Вместо этого гости, проезжающие по мосту, видят у нас только помойку, сараи и жуткого вида лодочную станцию. Но о волжской набережной ульяновцы тоже не услышали ни слова.

Руководитель Ульяновского объединения предпринимателей Хамза Ямбаев заявил, что даже за меньшие деньги ульяновские архитекторы с участием строителей, геологов и прочих специалистов могли бы со знанием дела доработать старый ген-план без излишних фантазий.

– А этот генплан, заказанный с приходом новой власти и нового архитектора города, – полный абсурд, маниловщина, кошмар! – сказал он. – Кто мог придумать 43 километра метро, когда в Казани к тысячелетию и семь километров с трудом одолели? Мне кажется, что это придумано чиновниками, чтобы защитить впечатляющую статью расходов. А зачем – каждый может делать свои выводы. Прежде планировалось Ульяновск делать компактным, а нам предлагают его расширять, несмотря на снижение численности населения. Сравните: наш город по численности в 21 раз меньше Москвы, а по площади – только в 4 раза. Куда еще разрастаться? Понятно же, что город не потянет новые расходы на будущие коммуникации – это выльется во многие миллиарды.

– Такой генплан нам не нужен, – сказал Ямбаев и предложил своими силами доработать старый с четкой детализацией, как и положено.

И тут выявилась еще одна странность – фактически от обществен-ности было всего-то человек 15-20. Остальные – чиновники, или люди так или иначе с ними связанные. Голосование показало: 15 – против генплана, 60 – «за».

– А что, чиновники ведь тоже горожане, – ответил мэр немногочисленной общественности, тем самым подтвердив ее догадки.

– Меня поражает, что так легко в Ульяновске манипулируют общественным мнением, – прокомментировал Ямбаев. – В который раз убеждаюсь, что мэрия абсолютно наплевательски относится к мнению горожан – будь то генплан или АЗС. Чиновники продавили свое желание.

Впрочем, еще одна маленькая надежда осталась – гордума, которой предстоит генплан утверждать. Хватит ли смелости и принципиальности депутатам, из которых добрая половина связана с бизнесом и имеет определенные интересы во власти, пока не известно.

Сергей Титов, собкор «РГ», специально для «НГС». Тел.: 41-32-11; e-mail: ulyanovsk@rg.ru